К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Управление инновациями – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих.
Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
• поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
• организация инновационного процесса для данной инновации;
• процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов: определение цели управления инновацией; выбор стратегии менеджмента инновации; определение приемов управления инновацией; разработка программы управления инновацией; организация работ по выполнению программы; контроль за выполнением намеченной программы; анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией; корректировка приемов менеджмента инновации.
Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.
Недостаточный уровень отечественного научно-технического потенциала и результативности его использования стали одними из факторов, которые предопределили крайне низкую инновационность нашей экономики.
Распределение уровня инновационной активности по видам экономической деятельности представлено на рисунке. Как следует из приведённых данных, уровень инновационной активности во всех отраслях экономики остается явно недостаточным, даже в её наиболее наукоёмких отраслях: деятельности, связанной с вычислительной техникой и информационными технологиями, и связи.
Низким остаётся во всех отраслях и удельный вес затрат на технологические инновации. Удельный вес инновационных товаров в продукции отечественной промышленности в 2010 г. составляет 8.9 %, что крайне мало для современного общества, стремящегося хотя бы к минимальной конкурентоспособности своей экономики. Нет никаких оснований говорить о каких-либо тенденциях сближения с зарубежными инновационными экономиками.
Уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг по видам экономической деятельности (удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций)
При этом нет свидетельств и в пользу того, что имеются тенденции к улучшению, поскольку затраты на технологические инновации в сопоставимых ценах растут недостаточно (особенно до 2008 г.), что хорошо видно из данных таблицы. Инновационная активность отечественных производителей видится ещё более низкой на фоне инновационных процессов в развитых странах Европы. Удельный вес новых для рынка инновационных товаров в общем объёме отгруженных товаров инновационно-активных предприятий в России в 2009 г. составил 0,7 %, в то время как по данным за 2004-2006 гг. в Великобритании этот показатель составил 12 %, в Венгрии – 14 %, в Германии – 14.1 %, в Португалии – 15.4 %.
В настоящее время инновации становятся ключевым фактором развития малых и средних предприятий. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами:
Предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты.
В рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями.
Инновации характеризуются жизненным циклом, от возникновения новой идеи и до внедрения и закрепления нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами, не учитывать которые в системе менеджмента невозможно.
Библиографическая ссылка
Карро И.И., Попова А.А. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 263-264;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33476 (дата обращения: 21.11.2024).