В современных условиях успешная деятельность медицинских учреждений во многом определяется деятельностью экономической службы. При переходе к рынку без усиления экономической направленности трудно рассчитывать на стабильную работу учреждения. В связи с этим для медицинских учреждений становится актуальным вопрос анализа и планирования экономической деятельности [1, 2].
Целью работы являлось обоснование целесообразности внедрения инновационного проекта по производству нового прибора «БиоГолд».
С помощью инновационного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности инновационной деятельности.
Рассматриваемый проект состоит в Организации производства и продажи диагностического прибора «БиоГолд» (схема на рис. 1), предназначенного для исследования крови и быстрого обнаружения в ней вредных вирусов, бактерий, биохимических веществ (в том числе и в полевых условиях), в соответствии с методом Поверхностно-плазмонного резонанса [7, 8].
Новизна проекта заключается в том, что предполагается выпуск продукта, не имеющего себе аналога ни в России, ни за рубежом – прибора очень дешевого и надежного.
Рис. 1. Схема модели БиоГолд (на поверхность стеклянной пластины 1 нанесена тонкая металлическая пленка 2. На ней сформирован специфически чувствительный рецепторный слой 3, который называют «чувствительной» («активной», «рабочей») поверхностью)
Совместно с группой учёных из Белорусского государственного университета проведена группа исследований, доказывающая, что наиболее подходящим размером плёнки золота – будет плёнка из однослойных частиц диаметром 40 нм (у конкурентов – минимум 100). Это увеличит чувствительность прибора, а соответственно и его эффективность.
Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.
Новосибирскими учеными проведены статистические исследования, применимые для маркетингового анализа рынка медицинских услуг[5]. По проведенным статистическим исследованиям был построен график распределения потребителями данной продукции по категориям: 15 % – Врачи, занимающиеся индивидуальной деятельностью; 30 % – Медицинские учреждения, применяющие нестандартные методы диагностики и лечения; 55 % – Медицинские учреждения, оказывающие дополнительные платные услуги.
Из приведенных данных видим, что более половины потребителей медицинских услуг обращаются в учреждения, оказывающие дополнительные платные услуги – эти учреждения как раз и являются потенциальными покупателями продукции, для которой и разрабатывается инвестиционный проект.
На Российском рынке на данный момент имеется всего несколько конкурентов.
Для сравнения компаний воспользуемся методом балльной оценки конкурентоспособности.
Из таблицы видно, что у рассматриваемого прибора имеются большие преимущества по сравнению с конкурентами.
Таблица 1
Балльная оценка конкурентоспособности на рынке биосенсоров
Свойство |
Biacore |
RAI |
НПО Биотест |
БиоГолд |
Компактность и мобильность |
1 |
1 |
1 |
3 |
Работа с ЭВМ |
2 |
2 |
2 |
2 |
Работа без ЭВМ |
0 |
3 |
3 |
3 |
Дополнительные функции (подсветка, возможность измерения примесей в других жидкостях – молоке, пиве и т.п.) |
3 |
3 |
3 |
0 |
Возможность работать без сложной настройки |
0 |
0 |
3 |
3 |
Отсутствие дополнительных затрат на обслуживание |
0 |
0 |
0 |
3 |
Сумма баллов |
6 |
9 |
12 |
14 |
Цена, рубли |
700 000 |
100000 |
20 000 |
2264 |
Основное преимущество всех трех перечисленных компаний в том, что в их приборах существует некоторое количество дополнительных функций (возможность исследования дополнительных жидкостей на наличие примесей (молока, бензина)), но это преимущество для медицинских учреждений не является главным.
Для прогнозирования воспользуемся математическим моделированием спроса на разрабатываемый прибор «БиоГолд». Суть применяемого математического метода состоит в экстраполяции статистических данных о наличии аналогичных приборов в медицинских учреждениях города за 2009-11 года.
График развития спроса на прибор «БиоГолд» будет иметь следующий вид
Рис. 2. График развития спроса на прибор «БиоГолд»
Из графика видно, что в 2012 году теоретический объем спроса на прибор «БиоГолд» в Санкт–Петербурге составит 600 единиц продукции.
По результатам маркетинговых исследований был проведен экономический расчет целесообразности проекта, который включал оценку инвестиционных затрат, расчет полной себестоимости и показателей эффективности.
Таблица 2
Оценка инвестиционных затрат
Наименование статей затрат |
Сумма |
Затраты на оборудование и инвентарь |
7300 |
Затраты на первоначальные закупки комплектующих |
25000 |
Первоначальные затраты на рекламу |
15000 |
Итого: размер необходимых инвестиций |
47300 |
Таблица 3
Величина полной себестоимости на годовой выпуск
Величина себестоимости выпуска одного прибора: 1132133/600=1887 рублей.
Цена изделия = 1887+1887/100 ⋅20 = 2264 рубля.
Критический объем продаж – 358 приборов.
Рис. 3. График безубыточности
1) Величина валовой прибыли от продаж рассматриваемого прибора в течение первого года работы составит: 2264⋅600 – 1132133 = 226267. при условии, что будет обеспечен прогнозируемый уровень продаж.
Величина чистой прибыли 173870 рублей
Прибыль в распоряжении организации (разность между чистой прибылью и возвращаемыми инвестициями): 126570 рублей
2) Величина рентабельности продаж (отношение прибыли к выручке):
r = П: Т = 226267/1358400⋅100 = 16.66 %,
3) Величина рентабельности производственных фондов:
(П: (ОФ + МС)⋅100)= =(226267/ (277300+300000)) ⋅100 % = 39.2 %
4) Прогнозируемая цена на продукцию фирмы равна 2264 рубля
5) Критический объем выручки от продаж составляет 810512 рублей., при котором критический объем продаж составляет 358 приборов.
6) Эффективность капитальных вложений определяется как отношение прибыли к капитальным вложениям (инвестициям):
Е = П / К = 170870/47300=3,61⋅100 %
7) Срок окупаемости – величина обратная эффективности капитальных вложений: Т = 1/Е = 0.27 года или 4 месяца
8) Запас финансовой прочности организации:
Wпрочн = (Dmax–Dmin) /Dmax⋅100 % = =(1358400-810512) /1358400⋅100 % = 40,3 %.
Это означает, что имеется возможность снизить планируемый доход от продаж на величину 40,3 % от планируемого. Чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия вполне достаточно, чтобы окупить капитальные вложения в течение первого года работы.
Критический объем продаж составляет 60 % от планируемого. Этот факт позволяет фирме стабилизировать свое положение на рынке в течение первого года работы даже в случае борьбы со стороны конкурентов.
Небольшой срок окупаемости капитала позволяет фирме уже к концу первого года работы получать прибыль, идущую на развитие организации, а не возврат инвестиций
Запас финансовой прочности позволяет компании работать без убытков.
На основе рассмотренных показателей можно сделать вывод, что проект эффективен по следующим причинам: невысокая прибыль, но стабильные продажи; низкие цены на продукцию; невысокий уровень критического объема продаж по сравнению с планируемым; высокая эффективность капитальных вложений; короткий срок окупаемости капитала; достаточный запас финансовой прочности.
Следовательно, вывод на рынок инновационного проекта экономически обоснован.
Библиографическая ссылка
Пантелеев А.В., Нурдинов Р.А., Павлова Е.А. ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА НА РЫНОК ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 252-255;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33467 (дата обращения: 21.11.2024).