В исследовании участвовали учителя (n=71) гимназии имени В.В. Давыдова города Набережные Челны. Были использованы: «методика диагностики стиля взаимодействия учителя» В.Л. Симонова, «многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла, коэффициент корреляции Пирсона.
Выяснилось, что демократический стиль общения коррелирует со свойством личности «самоконтроль» (r=0,31). Чем выше самоконтроль, тем выше склонность к управлению и общению в демократическом стиле, это связано с высоким самомнением, уверенностью в себе и своих силах, лидерскими и волевыми способностями, настойчивости и предусмотрительности.
Авторитарный стиль общения коррелирует с такими чертами личности как замкнутость (r=–0,34), суровость (r=–0,36) и консерватизм (r=–0,39). В основе авторитарного стиля лежит замкнутость, выраженная в слабом эмоциональном и поведенческом реагировании на окружающие события, склонности к сомнениям, стремление к одиночеству и уединению.
Либеральный стиль общения педагогов коррелирует со свойством личности «эмоциональная неустойчивость» (r=–0,33). Эмоциональная неустойчивость педагога вызывает непоследовательность, неорганизованность, неустойчивость интересов и взглядов. Под влиянием настроения и под давлением окружающих людей такие педагоги уступают свои позиции, отступают в трудных ситуациях
Таким образом, педагогам с демократическим стилем общения характерны такие свойства личности как самоконтроль; педагогам с авторитарным стилем общения характерны замкнутость, суровость, консерватизм; педагогам с либеральным стилем общения – «эмоциональная неустойчивость».
Библиографическая ссылка
Шапочкина А.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 222-222;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32301 (дата обращения: 21.11.2024).