Синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности. Для определения синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ (n=60) применили методику «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко.
Было выявлено, что синдром эмоционального выгорания наиболее выражен у педагогов, имеющих профессиональный стаж более 10 лет. Они испытывают нервное напряжение, обусловленное изматывающим постоянством и усилением психотравмирующих факторов. В результате педагоги испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Здесь же обнаруживается симптом «загнанного в клетку», когда человек пытается что-то изменить, обдумывает неудовлетворительные аспекты своей работы, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, что усугубляет чувство безысходности. Далее рассматривая синдром эмоционального выгорания, было выявлено, что у педагогов доминирующими симптомами являются «расширение сферы экономии энергии», имеющий место тогда, когда защита проявляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми и симптом «редукция профессиональных обязанностей., предполагающей широкое общение с людьми, когда редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Таким образом, эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом воспитателей с большим стажем работы. Это может вызвать плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Библиографическая ссылка
Чекмарева М.А. СИНДРОМ ОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 221-221;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32296 (дата обращения: 21.11.2024).