В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Цель нашего исследования – определить выраженность адаптации учащихся к школьному обучению. Исследование мы проводили в гимназии № 2 г. Елабуги с учащимися двух первых классов. Задачи исследования – выявить мотивацию обучения учащихся, оценить уровень сформированности внимания и самооценки учащихся.
Внимание – важная познавательная функция на первом этапе обучения в школе. От сформированности уровня внимания зависит успешность обучения ребенка. В первом классе у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям, высокой мотивации. Одной из задач нашего исследования было выявление выраженности внимания у учащихся первого класса. Мы применили методику шифровка, которая выявляет объем внимания, распределение, переключение, устойчивость внимания. При оценке мы учитывали возраст детей.
По результатам тестирования мы получили: 60 % учащихся имеют средний уровень внимания. Уровень чуть ниже среднего имеют 8 % учащихся. Низкий уровень внимания имеют 4 % учащихся. Хороший уровень внимания имеют 17 % учащихся. Высокий уровень выраженности внимания имеют 8 % учащихся. Таким образом, 85 % учащихся на момент исследования имеют средний, хороший и высокий уровни выраженности внимания.
На данном этапе развития ребенка интенсивно развивается самосознание. Большое значение имеет самооценка младшего школьника. Именно в младшем школьном возрасте в учебной деятельности формируются интеллектуальные аспекты самооценки. Для исследования самооценки учащихся мы применили методику Дембо-Рубинштейна, которая оценивает следующие личностные качества: ум, честность, доброту, трудолюбие,самостоятельность,вежливость,дружелюбие,щедрость,справедливость, организованность. Мы получили, что 73 % учащихся имеют высокую адекватную самооценку (оценка каждого качества на 8,9 баллов). Несколько учеников имеют завышенную самооценку (2 %), остальные имеют адекватную самооценку (оценка качеств на 4,5,6 баллов).
Самооценка ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Для выявления адаптации к школьному обучению мы применили методику определения мотивированности к обучению и школьной активности (Н.Г.Лускановой), которая выявляет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень, средний уровень, внешнюю мотивацию, низкий уровень, негативное отношение к школе.
Мы получили, что высокий уровень мотивации имеют 21 % учащихся. Хороший уровень мотивации – 13 %. Эти дети проявляют учебную активность ребенка, у них имеются познавательные мотивы, мотивы, направленные на получение знаний, к самостоятельной работе. Положительное отношение к школе. Внешнюю мотивацию имеют 30 % учащихся. Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. У таких детей еще преобладает игровой мотив, но и положительное отношение к школе. При правильном подходе эти дети втягиваются в учебную деятельность. Низкий уровень имеют 9 % учащихся. Негативное отношение к школе не выявлено.
Анализ ответов учащихся дает информацию учителю для индивидуальной работы с детьми. Например, нас порадовали ответы учащихся, что им нравятся одноклассники, что у них много друзей. Когда мы анализировали ответы детей, мы выявили двоих учеников, которые ответили: «Не нравится в школе», «Хотели бы остаться дома, если учитель сказал, что завтра в школу приходить необязательно», довольны, когда отменяют уроки, не хотят выполнять домашние задания, чтобы в школе остались одни перемены, родителям они почти не рассказывают о школе. Один ученик хотел бы, чтобы учитель был менее строгий.
Во время беседы учащиеся проявляли интерес, думаем, что отвечали честно, без стеснения. Подавляющее число детей, ответили, что им нравится в школе, идут в школу с радостью. Для учителя мы составили сводную ведомость о каждом ученике: уровень внимания, уровень самооценки и мотивации учения. В процессе обработки данных мы провели сравнение результатов по двум классам, особых отличий мы не выявили. Поэтому результаты исследования представлены по двум первым классам.
Библиографическая ссылка
Нурмухаметова Л.Г., Салаватова Г.Р., Бильданова В.Р. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 217-218;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32282 (дата обращения: 03.12.2024).