В психологии принято считать, что образ мира является основой успешной адаптации и адекватного взаимодействия человека с миром. Особенно актуальна данная проблема сегодня в условиях неопределенности, кризисов, которые все чаще сотрясают наше общество. В сложившихся условиях развития и функционирования общества страдает одна из важнейших подсистем социальной структуры – семья.
Официальные статистические данные свидетельствуют о непрочности института семьи в России. Только за первый квартал 2010 года на 185969 браков пришлось 153 406 разводов, что составляет более 80 % всех официальных отношений. В стране постоянно увеличивается число детей, рождающихся и воспитывающихся в неполных семьях.
Проблема образа мира детей и подростков из неполных семей остается недостаточно изученной и требует более пристального внимания специалистов. Подростки из неполных семей считаю, что жизнь к ним несправедлива. Являясь жертвами неблагоприятных условий социализации, подростки стремятся привлечь внимание и помощь окружающих, прибегая к различным манипуляциям. Подросткам из неполных семей свойствен статус жертвы (социальная роль), это для них становится уже «второй натурой». Социальный статус жертвы оказывает существенно влияния на весь их образ жизни. Такие подростки чувствуют себя одинокими, ненужными, в некоторой степени ущербными, в виду отсутствия одного из родителей. Ребенок чувствует себя «иным», мир кажется ему враждебным.
Являясь членами неполной семьи, подростки глубоко переживают это, и даже массовый, ставший уже привычным, характер данного явления в современном мире не избавляет их от негативного влияния стигмы. Мы провели исследования среди небольшой группы подростков (12-14 лет) из полных и неполных семей по двум методикам, которая состояла из 44 человек (23 ребенка из полных семей, 21 – из неполных). Данные исследования проводились в школе № 9 по месту жительства в г. Елабуга.
Цель нашего исследования – выявить специфику образа мира подростков из неполных семей, являющихся потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации. Изучить установки поведения и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Для реализации указанных целей нами были поставлены задачи: провести анализ образа мира современных подростков из неполных и полных семей; охарактеризовать воспитательное воздействие родителей на детей.
Для изучения образа мира, отношения с родителями испытуемых и их поведенческих особенностей нами была использована проективная методика «Образ мира» (вариант, основанный на авторской проективной методике «Путешествие внутрь себя») и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», который создан Шафером в 1965 г.
У 71,5 % подростков из неполных семей образ мира в основном серый либо серно-белый, рисунки без «размаха», очень простые и стандартные. Только 6 рисунков (28,5 %) были сделаны в цветовой гамме. Среди подростков из полных семей цветных рисунков значительно больше (67 %), а остальные рисунки (33 %) были черно-белыми.
Встречались рисунки на которых подростки изображали себя одиноко играющих на песке возле моря, пасмурную погоду, дремучий темный лес с большими воронами, так же большинство мальчиков рисовали военные действия, большие грузовые машины, ужасающих роботов и т.д. В подростковом возрасте у детей формируется стереотип, что их никто не понимает, никому нет дела до них, до их проблем. Подростки чувствуют себя одинокими.
На 60 % рисунков, выполненных подростками из неполных семей, и в их описании («что чувствует образ мира»?) четко выделяются отрицательные эмоциональные переживания. При этом на 32 % рисунков обнаруживаются признаки агрессии (вымышленные животные с острыми клыками и зубами, вооруженные люди). Возможно это связано с негативным отношение к окружающему миру, враждебностью, с внутренними переживаниями детей.
У подростков из полных семей образ мира более разнообразный. На 9 % рисунков сквозят негативные эмоции (грусть, страх, усталость, равнодушие, сожаление). На 52 % рисунков выделены позитивные эмоциональные переживания из полных семей (радость, внутренняя свобода, уют, любовь к своему миру и т.д.). При этом подростки рисуют свою дружную семью как символ образа мира или планету, охваченную и поддерживаемую многочисленными руками людей (6 %).
Не обнаружено ни одного рисунка семьи как символа образа мира в группе подростков из неполных семей. В основном подростки ограничивают свой образ мира многочисленными вещами, автомобилями, природными явлениями самого различного свойства. На данный факт непосредственно оказывают влияние участившиеся разводы, ссоры между родителями, которые возникают в присутствии детей, сложившимся сложным, даже критическим экономическим положением в стране, о котором дети слышат через СМИ.
Некоторые подростки отмечают усталость, несправедливость в отношении учителей к ним. На рисунках они изображают ребенка, лениво идущего в школу, волоча за собой тяжелый портфель, или изображают понурого ученика, который выслушивает порицание учителя.
На одном из рисунков (формально это полная семья) изображена мама и отчим в виде робота. Рисунок черно-белый; несмотря на то, что подросток находится в спокойствие, его рисунок отличается агрессивностью. В исследованиях следует обращать внимание не только на формальные признаки определения состава семьи. Чужой человек в семье, создающий иллюзию полной семьи, не всегда благоприятно влияет на эмоциональный комфорт детей и подростков.
Таким образом, следует отметить, что раскрытие особенностей образа мира подростков дает нам возможность лучше понять их внутренний мир, объяснить некоторые поведенческие проявления, прояснить некоторые ситуации их взаимодействия. Можно сделать вывод, что образ мира как отображение объективной реальности, в которой живет и действует подросток из неполной семьи и субъективной реальности, неразрывно, связанной с происходящими событиями, отличается примитивностью, излишней простотой и стандартностью, он воспринимается как серый либо черно белый. В нем представлены и позитивные, и негативные характеристики. На рисунках таких подростков в большей степени представлены признаки агрессии и депрессивных переживаний, ни на одном не было обнаружено изображения семьи как символа образа мира (в отличие от рисунков подростков из полных семей).
В целом в образе мира обеих групп подростков остро отражена проблематика социального неравенства, что вызывает у них негативные чувства и переживания.
Также на образ мира подростков влияют отношения с их родителями. Вторая методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие –эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
По шкале позитивного интереса у 66 % девочек и у 53 % мальчиков уровень необходимости в помощи и поддержке родителей выражен вполне отчетливо. По шкале директивности 49 % девочек оценили уровень ответственности родителей за все что делают и будут делать дети как норму и 34 % мальчиков –как слабо выражен. По шкале враждебности у 64,5 % девочек и у 42 % мальчиков – уровень агрессивности и чрезмерной строгости в межличностных отношениях с родителями слабо выражен. По шкале автономности 58 % девочек оценили уровень диктата, полного упоения властью, некоторой маниакальности родителей в отношении с детьми как –выражен отчетливо и 33,7 % мальчиков – как норму. По шкале непоследовательности 78,4 % девочек оценили уровень чередования психологических тенденций в отношениях с родителями, таких как, господство силы и амбиций, деликатность и недоверчивая подозрительность как норму, 35 % мальчиков –как слабо выражен.
Результаты теста позволяют судить о том, что отношения родителей с подростками непоследовательны. Родители представляются для детей непоследовательными в своих действиях. Этому сопутствует ряд причин: трудности на работе, конфликты с трудовым коллективом, бытовые проблемы, настроение, финансовые трудности и т.д.
Мы предлагаем следующие рекомендации по работе с подростками из неполных семей:
1. Эти занятия с использованием проективных методик могут быть рекомендованы для работы психолога с подростками различных образовательных учреждений в целях коррекции их негативных эмоциональных состояний.
2. Коррекционная работа с подростками из неполных семей не должна носить характер опеки, выражающийся в готовых решениях и прямой навязчивой помощи. Главное – незаметно и осторожно сопровождать и поддерживать подростка, при этом давать ему реальную возможность преодолевать трудности самостоятельно.
3. Родителям необходимо помнить, что формирование и содержательное наполнение образа мира происходит еще в ранние годы и зависит от многих внешних и внутренних условий. Следует открыто и честно информировать подростков о происходящих негативных тенденциях, от которых никто не застрахован, быть ему хорошим другом и союзником.
Таким образом, исследования показали, что сегодняшняя ситуация утраты норм, деформации сознания, его катастрофичности прямым образом отражается на процессах, происходящих в институте семьи, приводит к раздробленности в сознании подростка понятия «образа мира», к выявлению поведенческих особенностей (в большинстве случаев негативных), у подростков из неполных семей.
Библиографическая ссылка
Газизова У.В., Хабибрахманова Р.Ф., Штерц О.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА И ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 201-202;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32247 (дата обращения: 21.11.2024).