Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Беляева А.Н. 1 Минахметова А.З. 1
1 Казанский федеральный университет
1. Воланец М.В. Профессиональная адаптация молодёжи // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С. 117-120.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
3. Могилевкин Е.А., Богдан Н.Н. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом. – 2004. – № 13. – С. 18-21.

Период обучения и первые годы работы – это важнейший этап становления специалиста, определяющий его профессиональные интересы, карьерные планы, позиции и стремления.

На современном этапе разработки проблемы диагностики, планирования и управления карьерой специалистов наметилась тенденция выхода на изучение более ранних стадий карьерного развития, в частности на обучение в вузе – как начального ее этапа [1]. В связи с этим актуальным становится вопрос готовности к карьере выпускников вуза, которая является залогом ее успешного планирования и построения.

До настоящего времени она остается в числе приоритетных направлений исследований в психологии, обнаруживая все больший спектр вопросов, нуждающихся в изучении. Одним из таких вопросов является карьерная готовность, ее детерминанты, динамика и возможность прогнозирования. В связи с этим актуальными становятся исследования готовности к карьере, которая является залогом ее успешного планирования и построения.

Одной из приоритетных задач кадровой службы является создание краткосрочной системы анализа качеств выпускника – молодого специалиста, позволяющих оценить его карьерный потенциал, выстроить систему мотивации труда и создать благоприятные условия для удовлетворения его карьерой [3].

Потенциальные личностные и организационные способности выпускников можно рассмотреть через категорию «карьерная готовность» [2].

Целью данной работы является исследование карьерной готовности студентов.

Методологическими основами настоящего исследования являются работы C.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева в рамках субъектно-деятельностного подхода, диспозиционная концепция, представленная в работах В.А. Ядова, О.С. Советовой, психологической готовности к деятельности в работах С.С. Ильина, Л.A. Кандыбович, исследования феномена карьеры в трудах отечественных авторов и работах зарубежных ученых, это работы С.В. Рудаковой, A.M. Шевелевой, Д. Сьюпера, Э. Шейна.

В работе использовались методика изучения потребности достижения (ПД), разработанная Ю.М. Орловым; шкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М.В. Соколовой; методика изучения карьерных ориентаций («Якоря карьеры») Э. Шейна.

Диагностика влияния мотивации достижения на эффективность деятельности показала, что студенты обладают стремлением к улучшению результатов, настойчивостью в достижении своих целей, стремлении добиться своего, во что бы то ни стало, но они недостаточно сформированы и выражены.

Исходя из результатов исследования карьерных ориентаций, можно утверждать, что студенты педагогического вуза хотят быть мастерами своего дела, ищут признания своих талантов. Для них главное – остаться на одном месте жительства. Выпускники считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе.

Основными показателями субъективного благополучия студентов являются значимость социального окружения, физическое и душевное самочувствие, собственная активность. Также студенты характеризуются низкой изменчивостью настроения, положительной оценкой здоровья и слабой напряженностью, чувствительностью.

По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что карьерная готовность студентов характеризуется взаимосвязью двух основных компонентов эмоционального и мотивационного. То есть студенты потребность в достижении реализуют через профессиональную компетентность, сформированную в вузе. Студенты реализуя свои профессиональные компетентности стремятся к достижениям, но при этом не чувствуют эмоциональной стабильности.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что у студентов педагогического вуза карьерная готовность не сформирована.


Библиографическая ссылка

Беляева А.Н., Минахметова А.З. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 196-197;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32235 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674