Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ВИКТИМНОМ ПОВЕДЕНИИ

Сидорова Т.Н. 1 Мысина П.Ю. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Коновалов, В.П. Виктимность и ее профилактика [Текст] / В.П. Коновалов // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. – 1992. – №4. – С. 25-26.
2. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989.
3. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. 304 с.
4. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1972. – С. 112.

Усиление социально-экономических и культурных различий в современном российском обществе сопровождается повышением агрессивных тенденций, проявлениями жестокости и насилия в молодежной и подростковой среде. Трансформационные тенденции в обществе затрагивают в первую очередь статусно-роевые установки, ценностные ориентации и моральные принципы молодого поколения.

Проблеме насилия и агрессивного поведения уделено достаточное количество междисциплинарных исследований, тем не менее, становится необходимым рассмотрение второй стороны этого процесса – виктимного поведения жертвы (Мудрик А.В., 1997, Ривман Д.В., 2000, Христенко В.Е., 2004). Понятие «виктимность» в отечественную криминологию было введено Л. Франком (1977) и, в широком смысле, подразумевало образ действий жертвы. Роль индивидуально-психологических детерминант виктимного поведения рассматривалась в работах ряда зарубежных авторов (Г. Блюм,1996, Р. Мосс и Дж. Шеффер, 1986, Р. Урсано и др.,1996, К. Хорни, 1993). Теоретический анализ психологической литературы показал необходимость изучения виктимологической обстановки, способствующей пониманию условий, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы. В связи с этим, исследование социальных представлений подростков о виктимном поведении расширит понимание факторов, его детерминирующих, обозначит возрастные особенности.

Согласно концепции социальных представлений С. Московичи относит их к когнитивным образованиям, проявляющимся на трех уровнях: информационном, поле представлений и установки [2]. В данном контексте, социальные представления о виктимном поведении, выступают как способ каузальной интерперетации виктимного поведения и особенностей его атрибуции.

Целью нашего исследования было изучение социальных представлений подростков о виктимном поведении.

Предмет: представления о виктимном поведении.

Объект: подростки с 8 по 11 класс (14–17 лет).

Задачи:

1. Выявить семантическую характеристику понятий, определяемых как виктимное поведение.

2. Изучить уровень социальной дистанции с детьми, демонстрирующими виктимное поведение.

3. Определить эмоциональное отношение к виктимному поведению среди подростков.

Гипотеза 1: Уровень социальной дистанции подростков зависит от статусно ролевой позиции.

Гипотеза 2: Отношение к виктимному поведению у подростков зависит от возраста: в младшем подростковом возрасте представление о жертве носит формально-обусловленный характер (от внешности), у старших подростков – от личностных качеств.

Для изучения социальных установок подростков о виктимном поведении использованы следующие методики: модифицированный вариант Шкалы социальной дистанции Э.Богардуса, модифицированная методика А.Прихожан «Тревожность у детей и подростков», тест цветовых отношений А.М. Эткинда, проективное сочинение «Кто такой изгой?».

Для обработки результатов исследования использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена; критерий Манна – Уитни; факторный анализ.

Семантическая характеристика понятий, определяемых как виктимное поведение носит чёткий характер. Наиболее знакомы подростком такие статусно – ролевые позиции как: изгой (94,3 %), ботаник (95,2 %), неудачник (96,2 %), зануда (90,9 %), белая ворона (88,1 %), а наименее знакомы или не понятны такие понятия как аутсайдер (34 %), отверженный (71,3 %).

Результаты измерения установок к представителям различных школьных статусно-ролевых позиций виктимного поведения по Шкале Э.Богардуса, выявили наиболее предпочитаемые подростками группы, в качестве родственников и друзей: «ботаники» (57 % и 57,3 %) и «белая ворона» (21 % и 29,3 %). Несколько большая социальная дистанция оказалась по отношению к представителям групп «тормоз», «неудачник» и «бедолага». В наибольшей степени подростки дистанцировались от представителей «изгой», «отверженный», «жертва», представители данных групп приемлемы только на территориальном уровне.

Изучение неосознаваемого компонента отношения к виктимологической ситуации была исследована с помощью 2 методик А. Прихожан и А.Эткинда. Для подростков боле приемлемы ситуации, где девочки бьют девочку здесь большое преобладание красного цвета, что символизирует высокую активность и стремление к эмоциям – это социальная ситуация вызывает у подростков интерес виде забавы, а также любопытство и удовольствие от происходящего в этой ситуации. Отрицательную реакцию вызвали рисунки, где мальчики бьют мальчика и мальчики.

Результаты факторного анализа по проективному сочинению позволили выявить семантическую характеристику социальных представлений школьников о подростках с виктимным поведением: выглядит физически слабым, наивным как ребёнок, закрытым, не доверчивым, но в тоже время общительным, который всегда готов общаться, только с ним ни кто не хочет общаться.

По результатам U-критерия Манна-Уитни выявлены значимые различия в возрастных группах по атрибутивным свойствам: в 11 классе преобладают такие качества изгоя как скрытность (U=231, p≤0,008), необщительность (U=231, p≤0,008), физическая слабость (U=267,5, p≤0,01), лживость (U=297, p≤0,02), несмотря на такие качества школьники 11 класса испытывают к ним жалость, помогут в трудную минуту, отношение к ситуации, когда издеваются над изгоем, негативное, у подростков происходит переосмысление взглядов, они видят слабость, но это не является поводом для издевательств, происходит взросление одиннадцатиклассников. В 8 классе преобладает внешний критерий: высокий рост (U=290, p≤0,101) , чёрные волосы (U=304,5, p≤0,2), отличник (U=203, p≤0,01), отличается от других (U=304,5, p≤0,02). Также в изгое по их мнению присутствует доброта, доверчивость. Несмотря на такие качества, подростки в этом возрасте 14 лет смеются над изгоями, для них ситуации с высмеиванием изгоя представляется забавой.

Таким образом, существуют предпочитаемые статусно-ролевые позиции подростков с проявляющих виктимное поведение, отношение к виктимному поведению у подростков зависит от возраста: в младшем подростковом возрасте – выбор жертвы носит поверхностный характер(от внешности), а у старших подростков – от личностных качеств.


Библиографическая ссылка

Сидорова Т.Н., Мысина П.Ю. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О ВИКТИМНОМ ПОВЕДЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 158-159;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32164 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674