Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Космический туризм в договорах о космическом праве

Пардамеан Р.Д. 1
1 Российский университет дружбы народов

Договор по космосу 1967 года

Официально этот документ называется «Договор О принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». И на английском языке будет: «Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, Including the Moon and Other Celestial Bodies». Договор был принят Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1966 г. И открыт для подписания в Нью Йорке 27 января 1967 г. И потом, 10 октября 1967 г. Он вступил в силу. Этот Договор состоит из преамбулы и 17 статьей. В преамбуле делается ссылка на положения преамбул ранее принятых резолюций Генеральной Ассамблеей ООН по космическому пространству. Морис Н. Андем, профессор международного частного и сравнительного права, Директор института воздушного и космического права Университет Лапландии Финляндия, считает что Договор по космосу 1967 г. Как Великой Хартии Современного Космического права[1]. В течении последних 40 лет Договор служил центром кодификации и прогрессивного развития космического права. О его положениях много было написано выдающимися авторитетными специалистами и экспертами в области космического права. государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (ДК 1967 г.).

Договор по космосу можно считать как основой международного космического права. Когда Договор по космосу был создан и вступил в силу, никто не допустил и мысли о прямой деятельности частных компаний в космическом пространстве. В связи с этим примечательно, что ни одно положение Договора по космосу даже упоминает слово «коммерческий». Тем не менее, Договор по космосу не отрицает принципиально частной деятельности в космическом пространстве. Такой вывод можно заключить, просмотрев статью VI и статью IX Договора по космосу. Это так же следует и из принципа свободы (статья I Договора по космосу). Наконец, Договор по космосу предусматривает принцип «изучения и использования космического пространства». Так, автор считает что, космический туризм попадает под определением «использовать», а Договор по космосу кажется немного старомодным касательно коммерческих мероприятий, таких как космический туризм, ведь в то же время статья VIII Договора по космосу передает полномочия, права собственности и контроля над космическими объектами и их персоналом в космическом пространстве в руки государства. Несмотря на то, что в Договоре по космосу в основном обсуждаются меры государств-участников, вне всякого сомнения, что государства так же имеют полностью господствующее влияние на деятельность частных предприятий. Статья VI Договора по космосу предусматривает ответственность государств по вопросам деятельности в космическом пространстве, независимо от того, государственные или частные организации осуществляет эту деятельность. Поразительным критерий полномочий государства на деятельность в космическом пространстве является «запуск-состояния-критерия» с отсылкой к Конвенции об ответственности. В отношении космического туризма государственная ответственность означает практически то, что эти мероприятия затрагивают непосредственно интересы государств-участников в целом. Все угрозы и риски, связанные с космическим туризмом могут поступить под ответственность государства. А это значит, что в худшем случае государство способно заявить, что оно не заинтересовано в коммерческой деятельности космических объектов в космическом пространстве, потому что, юридически, государство может блокировать эти действия, так как Конвенция о регистрации дает для этого все рычаги воздействия. Это правовое положение, конечно, не удовлетворяет ни государств-участников, ни частных предприятий, занятых в сфере космического туризма. Иными словами, основа международного космического права негибка, чтобы стать стабильным базисом для космического туризма.

Конвенция об ответственности

Официальное название, Конвенция О Международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. Конвенция состоит из 28 статей в которых и раскрывается содержание принципов международной ответственности за ущерб причиненный космическими объектам. Эта конвенция об ответственности была создана в соответствии принципу ответственности, который вытекает из стати VI Договора по космосу. В соответствии со ст. VI Договора по космосу 1967 г., деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела (далее – «космическое пространство»), должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства – участника Договора. В этой же статье устанавливается, что государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность в космосе.

Статья II Конвенции об ответственности предусматривает, что любое государство, осуществляющее запуск космического объекта, обязано выплатить компенсацию за ущерб, причиненный его космическим объектом поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба в другом месте, не на поверхности Земли, государство, осуществившее запуск, несет ответственность только тогда, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых он несет ответственность (статья III Конвенции об ответственности), это так же справедливо для неправительственных организаций (статья VI Договора по космосу). Государство, осуществившее запуск, несет абсолютную ответственность и несет ответственность за разную степень вины, но в окончательном счете, государство так же несет ответственность за ущерб, причиненный частным предприятием. Это, безусловно, влияет на космический туризм. Понятно, по какой причине государства отказываются допускать частные предприятия до занятий космическим туризмом, государства создали преувеличенные требования только потому, что все вышеуказанное ложится под государственную ответственность. Это может привести чему-то вроде поисков «удобного» суда для запускающих государств, которые либо не могут, либо не хотят осуществлять достаточный контроль над космической деятельностью, или (в случае повреждения) не будут платить компенсацию из-за отсутствия необходимых рычагов давления. Тем не менее, Конвенция об ответственности должна рассматриваться как недостаточный источник для урегулирования претензий. Ведь выполнение положений Конвенции об ответственности не гарантировано. Поэтому потенциально неограниченную ответственность государств в соответствии с Конвенцией об ответственности следует сократить посредством международного соглашения, которое оговаривает пределы, а также гарантирует максимальное количество ответственности при осуществлении для космического туризма. Другой пробел в Конвенции об ответственности состоит в том, что граждане государства, осуществляющего запуск, исключены из сферы действия Конвенции об ответственности.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство

Официальное название Конвенция О Регистрации Объектов Запускаемых В Космическое Пространство. Эта конвенция была Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Конвенции о регистрации имеет с одной стороны функции по координации запусков, а с другой стороны обеспечение идентификации запускающего государства согласно Конвенции об ответственности. Частные предприятия, которые хотят осуществлять космический туризм, должны выполнять требования этой процедуры. Это может привести к практическим трудностям, которых нельзя избежать. Например, в долгосрочном сценарии (хотя бы двух космических туристических запусков в день) такая процедура считается необходимой для того, чтобы предприятие, занимающееся космическим туризмом было рентабельным. Следует и иметь в виду, что не одно предприятие будет осуществлять туристические запуски в космос, а это, в свою очередь, может привести к большому количеству регистраций на запуски, которые должны быть согласованы. Другая проблема возникает, когда запускающее государство не является государством-членом Конвенции о регистрации. Этот пробел, который должен быть закрыт исходя из юридических и практических соображений безопасности, с учетом того, что космический туризм предполагает высокую частоту полетов.

Соглашение о Луне 1979 г.

Официальное название: Соглашение О Деятельности Государств На Луне и Других Небесных Телах. Оно было заключено в рамках ООН 18 декабря 1979 г. Это соглашение Провозглашает принцип исключительно мирного использования Луны и других небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело. Согласно Соглашению о Луне, небесных тел и их ресурсы неподлежат суверенитета претензий. Соглашение о Луне относится expressis verbis[2] к поверхности, что может быть истолковано таким образом, что здания или сооружения, например, на поверхность Луны остается национальным достояниеми, следовательно, под национальным суверенитетом. Лунные базы подлежат государственной юрисдикции и являются юридически рассматривается как космические объекты. Но юрисдикция означает осуществление национального законодательства, и, таким образом, соотнесения «минус» на суверенитет.

Соглашение о Луне не имеет высокую практическую значимость, поскольку несколько Договаривающихся государств даже не выполнять значительные космической деятельности. Однако, Соглашение о Луне не мешает других государств, помимо Договаривающихся государств от притязанийна национальный суверенитет для соответствующего небесного тела. Это вызывает нарушения с пространственно-туристические проекты, как отель на Луне.

Соглашение от 22 апреля 1968 г. «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство

В соглашении о спасении космонавтов основной проблемой является проблема определения лиц, которые в соответствии с данным соглашением должны быть спасены, ведь это соглашение не предусматривает спасение пассажиров. Таким образом, участники проектов космического туризма не попадают в сферу действия соглашения о спасении и, следовательно, не могут воспользоваться им. С другой стороны, было бы неправильно полагать, что пассажиры исключены из поля зрения документа только потому, что они не упомянуты там буквально. Это обстоятельство объясняется тем, что во время создания соглашения о спасении космонавтов идея реализации проектов космического туризма ещё не рассматривалась.


[1] Морис Н. Андем. Договор по Космосу 1967 г. Как Великая Хартия Вольностей современного космического права: краткие коображения. Современные проблемы Международного космического права. Под редакцией Жукова Г.П., Капустина А.Я. Российский университет дружбы народов. Москва: 2008. С. 170.

[2] Отчетливыми словами, совершенно четко, с полной ясностью. Експлицитно, явно.


Библиографическая ссылка

Пардамеан Р.Д. Космический туризм в договорах о космическом праве // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 129-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32029 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674