Шуя является с древних времён центром русской промышленности, торговли, развития различных ремёсел и народных промыслов. Вышивка ведет свое происхождение с древних времен. Существуя ранее как домашнее занятие, она одна из первых превратилась в ремесло, а потом и в промысел благодаря тесным связям с городской средой. Именно город стал определяющим фактором в формировании художественных особенностей вышивального искусства. Разновидностями строчевой техники в прошлом веке в Шуе являлись различные мережки, белая перевить, белая строчка с использованием штопки и настила, белая строчевая вышивка с введением цветной обводки контуров рисунка, шов по письму, а также тонкие и сложные в исполнении ажуры. Ранее в белой строчевой вышивке часто воспроизводились зооморфные мотивы: петухи, олени, кони, барсы, павы, лебеди. Особой любовью у шуйских мастериц пользовался узор под названием «пава-птица». В шуйских вышивках павы отличаются фантастичностью и сказочностью, пышностью и богатством строчевых разделок, обогащенных цветной обводкой по контуру из шелковых и шерстяных ниток. Из орнитоморфных орнаментов, представленных в шуйской вышивке, часто воспроизводился мотив двуглавого орла. Распространению этого изображения в вышивке немало содействовали изделия мануфактур XVIII – начала XIX вв., а также монастырские и помещичьи мастерские. В конце XIX –начале ХХ веков строчка претерпевает существенные изменения. Сюжетные сцены уступают место геометрическим орнаментам и растительным мотивам в виде натуралистически поданных розочек, веток винограда. Среди шуйских мастериц большую популярность приобрела вышивка под названием «кубанцы». Особенностью «кубанцов» является применение крупных прореженных ячеек, составляющих геометрический узор в виде квадратов, ромбов, крестов, розеток в сочетании с гладьевыми швами. Характерными особенностями шуйской строчки стало заполнение сетчатого поля горизонтальными, вертикальными и диагональными осями из ниток, на основе которых создается узор из розеток, кругов, сноповидных н крестовидных мотивов, а также сочетания плотно зашитых частей с ажурными, что подчеркивало пластическую выразительность и красоту светотеневой композиции. В орнаментальных композициях имеются 4-х и 6-лепестковые розетки – «звёзды», плотно зашитые косые кресты, выпуклые кружочки – «копеечки». Художниками шуйского промысла был разработан мотив веточек, получивший название «колосок». Шуйских мастериц ручной вышивки отличает виртуозное владение разнообразными техниками и высокое качество исполнения.
Библиографическая ссылка
Овчинникова Ю.М., Валькевич С.И. Шуйская строчевая вышивка // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 26-27;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31938 (дата обращения: 21.11.2024).