Руководители: преподаватели русского языка и литературы Драгункина М.И., Лошакова Е.А.
С чего начинается Родина? Эта строчка из замечательной песни давно стала фразеологизмом, а этот вопрос когда-нибудь задавал себе каждый. Давайте разберемся, что для нас означает само понятие «Родина»? Ведь от того, как воспринимает и чувствует это понятие современная молодежь, зависит наше будущее и будущее нашей страны.
Целью нашего исследования является создание лингвистического портрета понятия «Родина» на основе ассоциативных реакций студентов первого курса Колледжа автомобильного транспорта № 9 города Москвы. С помощью полученных данных мы сможем проанализировать уровень культуры и грамотности среди студентов СПО, выявить особенности лексики и фразеологии современного русского языка в их проявлении в сфере молодежного общения и оценить уровень гражданского самосознания нового поколения.
Посмотрим, какую информацию о слове «Родина» дадут нам различные лексические словари:
Родина,
1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился: исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.
2) Более узко – чье-либо место рождения.
3) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
(Советский энциклопедический словарь, М., 1980)
Родина, – ы, ж. 1
1) Отечество, родная страна. Защита социалистической Родины.
2) Место рождения, происхождения кого-нибудь: место возникновения чего-нибудь. Приехать на родину. Советский Союз – родина социалистической революции.
(Словарь русского языка С.И. Ожегова, М., 1997)
Родина – Общеслов., суф. производное от род (см). Исходное значение «семья», далее – «месторождение» (еще у Пушкина) и отчизна, отечество (с Державина) Род – Семантическая калька XIV в греч. genos «род, порода» См. жена, генетика.
Род – первоначально – ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти (см.) Род буквально – «то, что выросло, выращено. Ст. того же корня лат. аrbor «дерево» см. народ.
Народ – производное от народити, проф. производного от родити. См. родить. Ср. племя, люди.
Рожать – заимств. из от –я яз. (ср. искон рожато) многократная форма от родити, суф. производного от родъ. См. род.
(Школьный этимологический словарь русского языка Н.М. Шанский, Т.А. Боброва М., 1997)
Родина
1) Отечество, родная страна (или сторона): отчизна, край отцов (высок.).
2) чего-л.: колыбель.
(Словарь синонимов русского языка З.Е. Александрова., М., 1975)
Рассматривая проблему построения лингвистической картины понятия «Родина», мы обратились к методу свободного ассоциативного эксперимента для выявления ядерных и периферийных ассоциаций носителей языка – студентов первого курса нашего колледжа.
Изучение ассоциаций имеет очень давнюю научную традицию, в течение многих веков они были объектом изучения философов, психологов, лингвистов. Ассоциативный эксперимент – это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида на основе его предшествующего опыта.
На первом этапе мы составили анкету. В ней содержалась информация о респонденте (пол, возраст) и предполагался ответ респондента на открытый вопрос «Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слово «Родина»? Количество ответов ограничивалось десятью.
Далее был определен круг потенциальных респондентов. В выборочную совокупность попали студенты первого курса ГБОУ СПО КАТ № 9.Численность респондентов составила 284 человека.
Наибольший интерес к эксперименту отмечался у девушек: они с легкостью шли на контакт, четко выполняли условия эксперимента, с энтузиазмом работали над заданием. Все анкеты, заполненные ими, содержали по 10 ассоциаций в отличие от анкет юношей, зачастую заполненных наполовину.
Анализируя данные анкетирования, мы ставили следующие задачи:
1. Провести группировку ассоциаций по 8 направлениям: синонимический ряд, символы и национальное достояние, семейные связи, природа и экология, географические названия, эмоциональная оценка, персоналии, другое.
2. Выявить ядерные и периферийные ассоциации в каждой отдельной группе.
3. Рассмотреть природу ассоциаций с точки зрения лингвистики.
Нами было собрано около 2500 реакций 284 опрошенных респондентов.
Далее представлены обработанные результаты эксперимента по 8 группам ассоциаций. Результаты опроса представлены нами без исправления орфографии, пунктуации и стилистики полученных реакций:
1. Синонимический ряд – 20 % ассоциаций, например: отчизна, отечество, Россия, страна, город, планета, дом, свобода, родной край, Русь-матушка, земли русские, братья славяне, СССР, земля, русский дух, патриотизм. В данной группе ядерными стали ассоциации Отчизна, Отечество и Россия. Они составляют 61 % ответов.
2. Символы и национальное достояние – 11 % ассоциаций, например: Красная площадь, армия, гимн, статуи, рубль, ветераны с кучей орденов, ВОВ, русский язык, тульский пряник, картошка, валенки, балалайка, матрешка, медведь, шапка-ушанка, водка, хлеб, частушки, белые березки, победа. Здесь в числе ядерных ассоциаций мы видим Красную площадь, матрешку, шапку-ушанку, балалайку и белые березки.
3. Семейные связи – 24 % ассоциаций, например: мама, родители, семья, друзья, родные, близкие люди, русский народ, отец, братья не по крови, бабушка. Самым популярным ответом стала ассоциация мама, мать – 58 %. Остальные ответы данной группы находятся на периферии.
4. Природа, экология – 7 % ассоциаций, например: бескрайние просторы, леса, поля, реки, природа, красивая природа, береза, колосья, свежий воздух, бесконечные леса, озера. Описывая природу своей Родины студенты чаще всего говорили о красивой природе, бескрайних просторах и лесах.
5. Географические названия – 15 % ассоциаций, например: Россия, Дагестан, Азербайджан, Северная Осетия, Армения, Татарстан, Енисей, Волга, Лена, Ока, Нева. Москва, Алтай, Сибирь. Большинство респондентов – коренные россияне, поэтому неудивительно, что в группе «Географические названия» ядерной ассоциацией стала Россия – 72 %.
6. Эмоциональная оценка – 10 % ассоциаций, например: великая, лучшая, величественная, часть меня, гордость, сила, детство, чувствуешь себя уютно, свобода, стабильность, безопасность, нежность, сердце, парное молоко в кувшине, отвага, верность. 23 % респондентов назвали свою Родину лучшей, 21 % – великой,17 % написали ассоциацию гордость.
7. Персоналии – 6 % ассоциаций, например: Сталин, Брежнев, Путин, Плющенко, Менделеев, Пушкин, богатыри, Есенин, Булгаков, Жириновский, Ленин, Хрущев, Ельцин. Как мы видим, лицами Родины для студентов являются политики и писатели. В число ядерных ассоциаций вошли Сталин, Путин, Пушкин.
8. Другое – 7 % ассоциаций, например: большое количество приезжих, КВН, Наша Раша, уродина, родинка. Отметим, что 31 % респондентов упомянули в ответах отечественный автопром: Лада, вазики, девятки, восьмерки, «качество» автомобилей, автомобиль, плохой автопром, Жигули, ВАЗ. Можно предположить, что большое количество ассоциаций, связанных с автомобилями, объясняется особенностью специальностей, которые осваивают наши студенты – организация перевозок на автомобильном транспорте, техническое обслуживание автомобилей. Таким образом, в группе «Другое» мы собрали ассоциации, не входящие ни в одну из групп. Самыми популярными ответами стали русский автопром, родинка, уродина, алкоголизм.
К сожалению, в ответах респондентов присутствуют и отрицательные реакции на понятие «Родина»: экономическая нестабильность, коррупция, алкоголизм, нищета, воры, жулики, безработица, вокруг предатели.
Проанализировав анкеты респондентов, мы сделали первые выводы на предмет формирования лингвистического портрета понятия «Родина». Для студентов нашего колледжа Родина – это отчизна, отечество, Россия, мама, гордость, лучшая Родина, великая Родина, Красная площадь, Сталин, Пушкин, Путин, матрешка, шапка-ушанка, балалайка, белые березки, русский автопром, алкоголизм.
Рассматривая данные анкет с лингвистической точки зрения, мы выявили, что 68 % ассоциаций приходится на ассоциации-слова. Это были имена существительные (Отчизна, балалайка, матрешка, Москва, семья, дом, мама, Россия, коррупция и т.д.), имена прилагательные (родная, милая, любимая, непобедимая и т.д.). 22 % ассоциаций – это словосочетания (русский автопром, родная земля, белые березки, моя семья, родной дом и т.д.). И лишь 10 % ответов были представлены предложениями, например:
Там, где я родился.
Ленивый народ, который хочет, но не может.
Язык, с помощью которого можно хорошо выразить свои мысли.
Власть, которая заботится о своем народе.
То, что нужно чтить.
То, что нужно защищать.
Никогда отсюда не уеду.
Не предам свою страну.
Это мой дом. Это моя опора и защита.
Это обширная территория лесов, рек, равнин, высот, низменностей.
Это вторая моя Мать.
Там, где мне хорошо.
Родина – это наше все!!!
Там, где все в тепле.
Место, где человек чувствует себя хорошо.
Родина – то, что стоит защищать ценой своей жизни!
На наш взгляд, в большей степени несут оценку и эмоции ассоциации, оформленные предложениями. Респонденты, таким образом, явно показывают характер своей оценки данного понятия, так как предложение более информативно, в нем легче избежать двусмысленности. Такие примеры находятся на периферии.
Отдельно хотим отметить ответы-реминисценции:
Москва, спаленная пожаром, французу отдана. (цитата из «Бородино» М. Лермонтова)
Вперед за Родину! За Русь, за Веру мы грянем громкое УРА! (искаженная фраза из «Песни о Вещем Олеге» А. Пушкина)
Родина-мать зовет!!! (скульптура «Родина-мать зовёт!» – композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.)
С чего начинается Родина? (строчка из песни на стихи М. Матусовского)
Россия для русских!!! (один из лозунгов русских националистов).
Обобщая данные анкетирования, можно сделать вывод, что каждый респондент приводит как минимум три ассоциации, не имеющие аналогов, остальные семь повторяются у других респондентов. На наш взгляд, это свидетельствует не о стандартности мышления исследуемой совокупности людей, а скорее о возможности делать действительно объективные выводы на предмет формирования лингвистического портрета понятия на основе ассоциаций, возникающих у студенческой аудитории при упоминании слова «Родина».
Результат эксперимента показывает высокий уровень гражданственности современной молодежи. Студенты нашего колледжа, как и многие представители молодой аудитории современного общества, гордятся своей страной, ее традициями и достижениями, высказывают готовность защищать свою Родину.
Библиографическая ссылка
Вальц О., Иванова М., Сазонов Н., Драгункина М.И., Лошакова Е.А. Лингвистическая картина понятия «Родина» в студенческой среде среднего профессионального образования на основе ассоциативного эксперимента // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-1. – С. 40-42;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31851 (дата обращения: 21.11.2024).