Научные руководители: канд. социол. наук Лясина И.Ю., ст. преподаватель Соколов Р.В.
Прошедшие президентские выборы в России стали знаковым событием 2012 года задолго до подведения результатов голосования. Исследователи до сегодняшнего дня обсуждают предвыборные баталии, итоги голосования, а также реакцию на официальные данные Центризбиркома наиболее политически активной части российского общества.
Определенный интерес исследователей вызывают характеристики избирателей, чьи кандидаты не заняли первое место. Одним из источников такой информации могут быть результаты социологических исследований, проводимых как до, так и после выборов на федеральном и на региональном уровнях.
Социологической группой ВПИ (филиал) ГОУ ВПО ВолгГТУ в феврале 2012 года в городе Волжском было проведено исследование «Уровень социальных настроений и оценка промышленной политики власти жителями города Волжского». Основными целями данного исследования были: определение предвыборных настроений волжан, электоральных предпочтений различных социально-демографических категорий, а также особенностей электоральных когорт кандидатов.
Опрос проводился методом телефонного интервью (CATI-опрос) (квотная выборка, 510 респондентов старше 18 лет; репрезентативность по полу, возрасту и месту жительства).
С целью получения информации об электоральных когортах кандидатов, помимо социально-демографических характеристик использовались ответы на следующие вопросы:
Если бы выборы Президента России состоялись в ближайшее воскресенье, за кого из кандидатов Вы отдали бы свой голос?
Какое из утверждений отражает Ваше отношение к сложившейся сегодня социально-политической ситуации в России?
Как изменилась Ваша жизнь и жизнь Вашей семьи за последний год?
На решение каких, наиболее острых, социальных проблем должна обратить внимание областная и местная власть?
Намерены ли Вы принять участие в предстоящих выборах Президента Российской Федерации?
Вспомните, пожалуйста, за какую политическую партию Вы голосовали на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 года?
Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию о ситуации в стране, области и городе?
Среди проигравших кандидатов был и лидер КПРФ Г. Зюганов. Рассмотрим электоральные характеристики его сторонников в г. Волжском. Так, они острее других воспринимают, сложившуюся в стране, ситуацию. Больше половины из них (54,1 %) считают, что ситуация в стране «нестабильная, кризисная»; «ситуация напряженная, все плохо» заявили 24,4 % опрошенных. Таким образом, сумма негативных оценок ситуации в стране в рассматриваемой электоральной когорте составила 78,4 %. Это самые высокие негативные оценки среди электоральных когорт всех кандидатов. При этом у 73 % избирателей Г. Зюганова их личная жизненная ситуация за последний год никак не изменилась.
Среди социальных проблем, которые важны для сторонников Г. Зюганова, на первые места вышли: «высокие цены на тарифы ЖКХ» – 56,8 %, «коррупция в органах власти» – 54,1 %, «рост цен на продукты и лекарства», а также «низкое качество услуг в сфере здравоохранения» набрали по 43,2 % ответов респондентов.
Потенциальная электоральная активность сторонников Г. Зюганова на момент опроса оказалась высокой. 81,1 % из них заявили о намерении прийти на выборы. При этом всего 8,1 % респондентов не участвовали в выборах депутатов ГД – это самый низкий показатель среди электоральных когорт всех кандидатов.
Социально-демографические характеристики сторонников Г. Зюганова также имеют свои особенности. Так, в числе его избирателей преобладают мужчины (64,9 %); самая многочисленная возрастная категория (27 %) – избиратели в возрасте старше 64 лет. Избиратели в возрасте 45 – 64 лет составили 32,4 %. Необходимо отметить, что среди сторонников Г. Зюганова представлены все молодежные категории, но в меньших равных долях. Пенсионеров среди избирателей Г. Зюганова больше, чем в электорате других кандидатов (35 %), на втором месте – рабочие (24 %). Больше половины респондентов данной когорты имеют среднее специальное образование (54,1 %), а невысокий уровень дохода (до 10 тыс. рублей на одного члена семьи) у их подавляющего большинства (73 %).
Информацию о ситуации в стране и событиях местного уровня данная когорта избирателей получает по телевидению, электронным СМИ (62,6 %), газеты читают 46 %, а интернетом пользуются 43,2 %.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: электорат Г. Зюганова в основном люди зрелого и пожилого возраста, с невысоким уровнем дохода, активно участвующие в выборах, склонные крайне негативно оценивать ситуацию в стране, предпочитающие при этом традиционным источникам информации. Отметим также, что в электорате Г. Зюганова, как и в электорате В. Путина, преобладают представители старших возрастных когорт, однако они различаются по уровню социального самочувствия, и имеют гендерные различия.
Библиографическая ссылка
Антропов И.К., Лясина И.Ю., Соколов Р.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТОРАТА КАНДИДАТА Г. ЗЮГАНОВА НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В 2012 ГОДУ (по результатам городского социологического исследования) // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-1. – С. 20-21;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31835 (дата обращения: 21.11.2024).