Считается, что кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня мы покупаем, продаем, обмениваемся информацией, но многие люди до сих пор не понимают ее реальной ценности.
В рыночной экономике долгое время выделялись четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное же производство не способно функционировать без пятого сектора. Это информационный рынок. Сейчас информация рассматривается как один из самых важных ресурсов социального развития наравне с материальными, энергетическими и человеческими ресурсами.
Согласно теории Виталия Тамбовцева выделяется пять крупных блоков внутри информационного рынка: научно-техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование.
Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который представлен на рынке в качестве информационных товаров и услуг.
Выделяются следующие особенности информационной продукции:
1) информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от частоты использования. Это свойство информации – неуничтожимость – можно проиллюстрировать словами Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»;
2) информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу», но информация может потерять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным;
3) разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, так как потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации;
4) производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.
Важно отметить, что основным компонентом интеграции всех аспектов мирового сообщества является английский язык.
В условиях всемирной информационной глобализации очевидно господство английского языка как «глобального» (Дэвид Кристал). Обуславливая важную роль «глобального» языка в современном информационном мире, можно выделить следующие факторы: политическое и экономическое превосходство англоязычных стран на протяжении многих лет; стремление проникнуть во всемирное информационное пространство; приоритет английского языка в интернет-сети; его доминирование в процессе межкультурной коммуникации и т. д.
Следует подчеркнуть, что английский язык помогает моделировать такое глобальное сообщество, в котором возможен свободный обмен информацией между языковыми коллективами. Без английского невозможно профессиональное совершенствование. Более 80 % информации, в том числе 75 % деловой корреспонденции, хранится на английском языке, и это без учета кино- и музыкальной индустрии. Более подробно изучением общих и частных вопросов контактирования языков в конкретном геополитическом пространстве при определенных социоисторических условиях международной коммуникации народов, этнических групп, общностей, отдельных индивидов занимается контактная лингвистика (лингвистическая контактология).
Проспект Программы политики в области информационных ресурсов Гарвардского университета гласит: «Без материалов ничего не существует. Без энергии ничего не происходит. Без информации ничто не имеет смысла». Следует добавить, что современный информационный мир не может существовать без английского языка.
Многие ученые опасаются, что доминирование английского языка может привести к полному изменению русской языковой системы, что под воздействием англо-американской лингвокультуры произойдет искривление русского ментального пространства. Мы считаем, что нет повода для беспокойства, поскольку английский язык – это возможность связи с мировым информационным потоком, в результате чего каждый человек может стать равноправной частью мирового культурного сообщества.
Библиографическая ссылка
Седых Д.В., Ершов В.К. Роль английского языка в современном мире информационной глобализации // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 110-111;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31252 (дата обращения: 21.11.2024).