Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОГО СТАТУСА

Кузнецова А.А.

В настоящее время исследование феномена выгорания приобрело широкомасштабный характер. Состояние выгорания рассматривается как психический феномен, интегрирующий в единое целое традиционные состояния и отличающийся от них по степени необратимости и устойчивости во времени, приближаясь по этим параметрам к психическим свойствам. Выгорание является профессиональным феноменом, элементом подсистемы профессиональных деструкций, т.е. формируется и проявляется в профессиональной деятельности, отрицательно влияя на ее протекание и результаты [1]. Среди факторов, обусловливающих возникновение состояния выгорания в условиях педагогической деятельности, следует выделить три группы: личностные, ролевые и организационные.

В рамках данного исследования, рассматривая особенности состояния выгорания преподавателей высшей школы, в качестве организационных условий возникновения необходимо рассматривать, во-первых, специфику профессиональной деятельности (педагогическая деятельность), во-вторых, профессионально-должностной статус преподавателей.

Целью данного исследования является выявление особенностей состояния выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности и профессионально-должностного статуса преподавателя высшей школы. Объектом исследования является состояние выгорания. Предмет исследования - особенности состояния выгорания с учетом профессионально-должностного статуса преподавателя высшей школы.

Эмпирическое исследование проводилось на базах вузов г. Курска в 2010-2012 гг. В выборку вошли 99 преподавателей высших учебных заведений, занимающих различные должности. С учетом профессионально-должностного статуса преподаватели высшей школы были разделены на четыре группы: преподаватели (27), старшие преподаватели (25), доценты (25), профессора (22).

Исследование осуществлялось с использованием психодиагностических методов (методика диагностики эмоционального выгорания А.А. Рукавишникова) и методов количественной и качественной обработки данных. Статистическая обработка осуществлялась с использованием пакета прикладных программ STATISTIKA 6.0.

В результате исследования интегральной диагностики состояния выгорания у преподавателей высшей школы без учета профессионально-должностной дифференциации выявлен высокий уровень психического выгорания (Х = 101,47 ± 20,25), характеризующийся эмоциональным истощением, личностным отдалением и снижением профессиональной мотивации.

В результате исследования уровня выраженности состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса (средние значения входят в зону высоких показателей: преподаватель Х = 101,15, старший преподаватель Х = 102,76, доцент Х = 98,36, профессор Х = 103,95) статистически значимых различий ни по одному из параметров не выявлено. В структуре состояния выгорания преподавателей высшей школы с учетом внутрипрофессиональной дифференциации у всех должностных групп преобладающим компонентом является профессиональная демотивация. У преподавателей, старших преподавателей и доцентов в структуре состояния выгорания при доминировании профессиональной демотивации личностное отдаление преобладает над эмоциональным истощением. У профессоров наблюдается обратная тенденция: эмоциональное истощение преобладает над личностным отдалением. Выявленные тенденции не являются статистически достоверными.

Таким образом, во-первых, уровень выраженности показателей психических состояний попарно соотносится: преподаватель - доцент и старший преподаватель - профессор. Во-вторых, преподаватели и доценты характеризуются более низким уровнем выраженности эмоционального истощения, личностного отдаления и общего показателя психического выгорания при более высоких показателях снижения профессиональной мотивации, по сравнению со старшими преподавателями и профессорами. В-третьих, максимально высокие показатели уровня выраженности состояния психического выгорания выявлены в группе профессоров, что отражает специфику их профессиональной деятельности, проявляющуюся в характере деятельности (в большинстве случаев это организационно-руководящая деятельность) и более высокой степенью ответственности по сравнению с другими должностями.

Список литературы

1. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005. - 449 с.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.А. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОГО СТАТУСА // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 17-18;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30709 (дата обращения: 27.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074