Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Мельникова А.В.

Под научной организацией прогнозирования понимается взаимосвязанная совокупность принципов прогнозирования, системы финансово-экономических показателей деятельности предприятий гостинично-туристической отрасли и общего порядка проведения прогнозирования.

Наиболее фундаментальными принципами организации прогнозирования являются следующие.

Принцип внешнего дополнения. При прогнозировании деятельности предприятий гостинично-туристической отрасли и, в частности, гостинично-туристского комплекса должна учи-
тываться экономическая, социальная и политическая структура региона, на территории которого действует предприятие (законодательство, нормативные требования регулирующих органов, экономическая политика правительства и т.д.).

Принцип научного подхода. Прогноз должен базироваться на комплексном научном подходе и учитывать новейшие разработки в области прогностики различных направлений финансово-экономической деятельности и опыт их применения на практике.

Принцип комплексности. Прогноз должен учитывать все стороны деятельности предприятия, чтобы затем был выработан пакет комплексных мер по устранению недостатков и повышению результативности его деятельности.

Принцип системности. Прогноз должен быть системным, т.е. каждый элемент финансовой и коммерческой деятельности предприятия должен рассматриваться как часть единой сложной системы, имеющей целый набор связей, как с самой системой, так и с внешней средой. Все эти взаимосвязи также обязательно подлежат изучению. Например, при прогнозировании инвестиционной деятельности предприятия должен изучаться весь набор рисков, которые сопровождают эту деятельность. При этом и качество самого риск-менеджмента является объектом отдельного анализа.

Принцип точности и достоверности. Прогноз должен базироваться на точной, достоверной и непротиворечивой информации, подкрепляться соответствующими оценками точности и достоверности самого прогноза.

Принцип полезности (практической значимости, прогностической ценности). Результаты прогноза должны активно применяться в дальнейшей деятельности предприятия. Прогностические оценки должны активно использоваться при обосновании, корректировке и уточнении плановых показателей.

Принцип программной плановости. Проведение процедур прогноза должно базироваться на программном методе планирования, который предполагает наличие программ прогнозов (программа оперативного прогнозирования, программа краткосрочного прогнозирования, программа среднесрочного прогнозирования и т.д.), для каждой из которых разрабатывается и утверждается регулярный план конкретных видов прогноза.

Принцип объективности. Прогноз должен проводиться абсолютно объективно на основе исключительно объективных данных, а выводы по результатам прогноза должны базироваться на знаниях, опыте и с учетом мнений всех сотрудников предприятия, имеющих полномочия на его проведение.

Принцип адекватности. Результаты прогноза должны быть сопоставимыми (не равны или аналогичны) с данными, полученными по другим предприятиям гостинично-туристической отрасли, с усредненными показателями других предприятий, с данными по другим странам, а также с результатами этого же предприятия за ряд предшествующих периодов.

Принцип экономичности. Затраты на проведения прогноза должны быть минимизированы для получения требуемого уровня эффекта от прогноза.

В качестве системы показателей туристического бизнеса гостинично-туристского комплекса следует принять:

  • объем туристского потока;
  • показатели финансово-экономической деятельности гостинично-туристского комплекса;
  • показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

  • общее количество туристов (в том числе организованных);
  • средняя продолжительность пребывания туристов.

Показатели финансово-экономической деятельности гостинично-туристского комплекса включают:

  • объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
  • показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.);
  • показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.);
  • себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность;
  • показатели финансового состояния гостинично-туристского комплекса (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Организация всех видов прогноза включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный этап;
  • предварительный этап;
  • аналитический этап;
  • заключительный этап.

Первой задачей подготовительного этапа прогноза является определение объектов и субъектов прогноза. Объектом прогноза (то, на что направлен прогноз) выступает деятельность каждого отдельного гостинично-туристического предприятия (по территориальному, функциональному признаку и т.п.).

Так, объектами прогноза могут быть:

- ресурсная база гостинично-туристского комплекса;

- туристические услуги;

- гостиничные услуги;

- финансовые результаты работы комплекса;

- финансовое состояние комплекса;

- сложившаяся система управления комплексом и др.

По мере углубления прогноза все его объекты могут детализироваться.

Субъектами прогноза (теми, кто может проводить прогноз) могут являться:

а) предприятия гостинично-туристической отрасли (в том числе отдельные специалисты - экономисты, аналитики, соответствующие структурные подразделения);

б) кредитные организации;

в) государственные налоговые органы;

г) аудиторские фирмы;

е) местные и центральные органы власти;

ж) реальные и потенциальные клиенты предприятия;

з) прочие юридические и физические лица.

К другим задачам подготовительного этапа относятся:

  • определение вида прогноза;
  • определение целей и планирование аналитической работы, постановка задачи;
  • отработка и детализация организационных моментов, в т.ч. выбор организационных форм проведения прогноза, распределение обязанностей между отдельными субъектами прогноза;
  • подготовка и отбор первичных данных;
  • выбор метода (методов) прогнозирования.

Предварительный этап состоит из следующих шагов:

  • проверка достоверности, анализ качества и отбор данных;
  • группировка, комбинирование и структурирование данных;
  • определение периода ретроспекции и упреждения прогноза.

Основными мероприятиями аналитического этапа являются:

  • проведение процедур прогнозирования в соответствии с выбранным методом;
  • сопоставление прогнозных позиций предприятия с прогнозами работы предприятий-конкурентов, а также с нормативными показателями, установленными законодательно;
  • окончательное формирование результатов прогноза.

Заключительный этап предполагает проведение:

  • анализа перспектив развития предприятия;
  • разработки рекомендаций и предложений по результатам анализа.

Таким образом, предложенная организация прогнозирования при ее полной реализации будет служить необходимым научным основанием для обоснования основных направлений развития предприятия гостинично-туристстической отрасли, в том числе гостинично-туристского комплекса.


Библиографическая ссылка

Мельникова А.В. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 78-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26635 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674