При подготовке на медико-биологическом факультете (МБФ) РГМУ будущих врачей-лечебников, а также научных работников по специальностям медицинская биохимия, биофизика и биокибернетика осуществляется комплексное преподавание нормальной морфологии, включающее в себя анатомию, гистологию, цитологию и эмбриологию (Федосеев и соавт., 2005). Специфика преподавания анатомии студентам младших курсов МБФ, трудности и перспективы обучения студентов обсуждалась нами ранее (Павлович, 20042007; Писцова и соавт., 2007; Гурина и соавт., 2008; Павлович и соавт., 2008;). Текущая успеваемость студентов МБФ оценивается в ходе еженедельного опроса (письменного или устного), а также на коллоквиумах (дважды за каждый семестр) и по результатам экзамена на кафедре. Факторы, влияющие на усвоение студентами разных специальностей материала, зависят от их изначальной мотивировки и обсуждались нами ранее (Федосеев и соавт., 2006). Некоторые студенты в ходе освоения анатомии с трудом идентифицируют соматические мышцы (особенно предплечья, бедра и голени), нервы, артериальные и венозные сосуды на баночных макропрепаратах и в трупе. Это связано как со значительным объемом необходимого для усвоения материала, так и с использованием кроме русских терминов латыни, что затрудняет запоминание анатомических терминов студентами и осложняет идентификацию анатомических образований во время занятий на трупе. Имеющиеся отечественные атласы анатомических препаратов и учебники по анатомии весьма объемные (так «Атлас по анатомии человека», Синельникова и Синельникова, 1996 содержит 4 тома, а учебник по анатомии человека Сапина и Билича, 2008 - 3 тома), в прочем, как и зарубежные аналоги (Fritsch H., Kuehnel W. "Color atlas of human anatomy", 2007 - 3тома). Последние из-за их высокой стоимости и отсутствия в библиотеке РГМУ малодоступны для большинства студентов. Они используются преподавателями на занятиях в качестве дополнительной информации. В этой связи, представляет определенный интерес самостоятельное использование студентами современных цифровых методов освоения макропрепаратов в ходе их аудиторной и внеаудиторной подготовки к занятиям и коллоквиуму по анатомии человека. Это проявляется в фотографировании студентами наиболее трудно запоминающихся частей макропрепаратов (особенно нервов и сосудов), которые можно осуществлять под разными углами, использовании графических редакторов для коррекции полученных снимков и обсуждение с преподавателем наиболее трудных и малопонятных для учащихся деталей строения органов. Особенно это важно для тех студентов, которые по тем или иным причинам пропустили занятия. Полученные фотографии помещаются студентами для их коллективного использования в интернете. Это улучшает мотивировку студентов МБФ и стимулирует их самостоятельную внеаудиторную подготовку к занятиям и экзамену по анатомии. Такой характер работы повышает у студентов-медиков интерес к изучению предмета в рамках научного студенческого кружка на кафедре морфологии МБФ и играет заметную роль в определении их последующей специализации после окончания РГМУ (лечебной, научной или педагогической). Приобретенные в ходе самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы навыки цифровой фотографии пригодятся студентам в последствии при подготовке к занятиям, коллоквиумам и экзаменам на кафедрах общей патологии, топографической анатомии, оперативной хирургии и неврологии МБФ, где также изучается макростроение людей в норме и при разной патологии.
Библиографическая ссылка
Павлович Е.Р., Гурина О.Ю., Волкова А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ В АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ РГМУ К ЭКЗАМЕНУ ПО АНАТОМИИ НА КАФЕДРЕ МОРФОЛОГИИ МБФ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 128-129;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26598 (дата обращения: 12.12.2024).