В рамках подготовки будущих научных работников по специальностям медицинская биохимия, биофизика и биокибернетика на медикобиологическом факультете (МБФ) РГМУ почти 45 лет осуществляется комплексное преподавание нормальной морфологии, включающее в себя анатомию, гистологию, цитологию и эмбриологию (Федосеев и соавт., 2005ав). В последние годы здесь же обучаются будущие врачилечебники. Специфика преподавания гистологии студентам младших курсов МБФ, трудности и перспективы обучения студентов обсуждалась нами ранее (Павлович, 20052008; Писцова и соавт., 2006, 2007; Гурина и соавт., 2008, 2009). При этом текущая успеваемость студентов оценивается в ходе еженедельного опроса (письменного или устного), а также на коллоквиумах (дважды за каждый семестр) и по результатам экзамена на кафедре. Факторы, влияющие на усвоение студентами разных специальностей материала, значительно зависят от их изначальной мотивировки и уже обсуждались нами ранее (Федосеев и соавт., 2006 а, б). Показательно, что некоторые студенты в ходе освоения гистологии с трудом идентифицируют органы и ткани на микропрепаратах. Это связано как со значительной толщиной микропрепаратов (710 мкм), так и с использованием в большинстве обучающих препаратов гематоксилинэозиновой окраски, что затрудняет оценку распространенности соединительнотканных компонентов в органах (занижает долю стромы изза проекционного эффекта Холмса) и завышает значение паренхиматозных компонентов в органах. Имеющиеся атласы светооптических препаратов не всегда имеют надлежащее качество (Кузнецов и соавт., «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии», 2002), по сравнению с зарубежным аналогом (Erlandsen, Magnej, "Color atlas of histology", 1992). Последний изза своей высокой стоимости и отсутствия в библиотеке РГМУ малодоступен для большинства студентов. Преподаватели могут его использовать на занятии только в качестве дополнительной информации. В этой связи, представляет определенный интерес самостоятельное применение студентами современных цифровых методов запоминания световых препаратов в ходе их внеаудиторной подготовки к занятиям и коллоквиуму по гистологии. Это проявляется в фотографировании студентами наиболее интересных частей микропрепаратов (всего их в курсе морфологии изучается 104, а на экзамене опрашивается 71 препарат), использовании графических редакторов для цветокорректировки полученных снимков и обсуждение с преподавателем наиболее трудных и малопонятных для учащихся деталей строения органов. Полученные фотографии помещаются студентамиэнтузиастами для коллективного пользования в интернете. Это повышает мотивировку у других студентов МБФ и стимулирует их самостоятельную внеаудиторную подготовку к занятиям и экзамену по гистологии. Такой характер работы пробуждает у студентовмедиков интерес к изучению предмета в рамках научного студенческого кружка на кафедре морфологии МБФ и может сыграть заметную роль в определении их последующей специализации после окончания РГМУ (научной, лечебной или педагогической). Приобретенные в ходе самостоятельной внеаудиторной работы навыки цифровой фотографии пригодятся студентам в последствии при подготовке к занятиям, коллоквиумам и экзаменам на кафедрах общей патологии и микробиологии МБФ, где также изучаются микропрепараты, но уже не в норме, а в патологии.
Библиографическая ссылка
Павлович Е.Р., Гурина О.Ю., Скачкова Т.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ РГМУ К ЭКЗАМЕНУ ПО ГИСТОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ МОРФОЛОГИИ МБФ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 97-98;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26516 (дата обращения: 26.12.2024).