Сложившаяся в России в последние годы ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных переселенцев, развивалась на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки в стране. Вынужденные переселенцы (далее - ВП) столкнулись с социальными, экономическими и психологическими проблемами в процессе переезда и адаптации к новым социокультурным условиям. Несомненно, актуален вопрос о том, как формируются смысложизненные ориентации у вынужденных переселенцев на новом месте жительства.
Исследованные нами испытуемые относятся к той группе ВП зрелого возраста, которые остались вне государственной и психологической поддержки в период с 1993 по 1998 гг.: не все службы были готовы принять большое количество ВП, отсутствовали в данный период результаты научных исследований, на которые можно было бы опереться при организации работы с ними. Изучение особенностей смысложизненных ориентаций 179 ВП (из них - 73 человека мужского и 106 женского пола), переехавших в республику Татарстан из Средней Азии и Казахстана в период с 1993-1998 гг., позволило определить уровень смысложизненных ориентаций и специфику классов испытуемых с актуальными смысловыми состояниями при нерегулируемых социумом условиях. Респонденты в момент переезда относились к периоду зрелого возраста. Отметим, что данные респонденты были протестированы от трех до шести лет с момента переезда, то есть это люди, прошедшие первоначальный этап адаптации и, по мнению ряда зарубежных и отечественных психологов (D. Berry, C. Ward, A. Kennedy, Н.М. Лебедева и др.), испытывающие кризис адаптации.
На современном этапе развития психологии можно сказать об отсутствии теоретических и эмпирических данных об условиях полноценного, акмеологического развития людей при изменении социальной ситуации развития в связи с вынужденной сменой места жительства. Наиболее значимым для психического и личностного развития в ситуации вынужденного переселения является начальный период вхождения в новое жизненное пространство. Отметим, что на значимость данного этапа при различного рода изменениях в жизни, а не только при вынужденной миграции, обращают внимание исследователи разных направлений: биологи, этнографы, психологи. Так биологи называют данный период «лаг-фазой», этнографы - «явлением лиминальности». Среди психологов данный период рассмотрен А.Н. Леонтьевым («стихийный этап»), Л.И. Анцыферовой («создание внутренних потенций в критический периоды жизни»), А. Г. Асмоловым («зона неопределенности»), В. Г. Асеевым («нерегулируемый обществом стихийный процесс»), зоопсихологом К.Э. Фабри («явление преадаптации»). Как отмечает большинство исследователей, данный период связан со снижением темпа развития, повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метанием, переоценкой себя и других и т. д. Вынужденное переселение оказало влияние на смысложизненные ориентации испытуемых, что проявилось в низких значениях по многим субшкалам. Как показали исследования для большинства ВП характерен низкий уровень смысложизненных ориентаций по шести субшкалам опросника, в первую очередь по субшкале "Локус контроля - Я". Предполагаем, что у респондентов проявляются трудности в смыслоопределении при вынужденном переселении и они не обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии с целями переезда.
Полученные данные позволили определить классы испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями. Каждому классу дано название, отражающее его особенности: первый класс испытуемых - безынициативно-обреченный, второй - инертно-пессимистичный, третий - ситуативно-обыденный (гедонист), четвертый - поверхностно-приспособляемый, пятый - иллюзорно-нереалистический (прожектер); шестой - демонстративно-аффективный; седьмой - рационально-приземленный; восьмой - осмысленно-продуктивный.
В целом наблюдается общая для мужчин и женщин ВП тенденция, в которой можно выделить три группы испытуемых с доминированием: 1) первого, 2) восьмого, 3) третьего и четвертого классов. Обращает на себя внимание наибольшее количество ВП, относящихся к первому, безынициативно-обреченному, классу (61,4% ВП). Вынужденный переезд воздействует на личностные смыслы и временные перспективы, большинство из них теряют прошлое, не чувствуют уверенности в будущем и испытывают трудности в регуляции жизненной программой в настоящем. Такого рода состояние оказывает влияние на достижение цели переезда, ведет к отказу от реализации намерений, снижению настроения, что, естественно, влияет на процесс адаптации, делая его более продолжительным и сложным. У данной группы вырабатывается эффект «выученной беспомощности» (А. Г. Асмолов), суть которого состоит в убеждении неподконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями ход событий, в конечном итоге ВП отказываются от поиска смысла жизни. Они стремятся избегать любых перемен, так как эти перемены сулят неизвестное, вынуждают к поиску, а поиск атрофирован.
9,5% испытуемых относятся к осмысленно- продуктивному классу, то есть только каждый десятый ВП имеет возможность пойти по продуктивной, возвышенной смысложизненной программе, по пути полноценного развития личности на новом месте жительства. В данную группу в основном вошли люди с успешной профессиональной карьерой, устойчивым семейным укладом, устроенным бытом и т. п.
Рассмотрим третий и четвертый классы, занимающие третье ранговое место. ВП ситуативно- обыденного (третьего) класса живут сегодняшним днем, теряются в постановке целей будущего и проявляют неудовлетворенность своим прошлым. Они склонны к конформизму по отношению к авторитетам и пренебрежению мнением остальных. При внешней, казалось бы, открытости проявляют замкнутость, эмоциональную неустойчивость, избегают насыщенных контактов с людьми.
При четвертом, поверхностно-приспособляемом классе у ВП слабо представлено будущее. Эта группа людей живет настоящим и воспоминаниями о прошлой жизни, прошлых успехах и надеждах. Жизненные цели имеют свои особенности: они направлены на адаптацию, но при этом существующие проблемы не разрешаются, а отрицаются. В целом о данной группе можно сказать следующее: внешне демонстрируя успешность процесса адаптации, они испытывают потерянность; будущее не связано с выбранной местностью, новые условия жизни не вызывает активную позицию, может не проявляться направленность на профессиональное развитие. Сравнивая настоящее, прошлое и будущее, они дают высокую оценку прошлой жизни, считают этот этап насыщенным смыслом и событиями. Значимость прошлого оказывает влияние на личность ВП и, в какой-то мере, не дает возможность усмотреть основу для продуктивного психического и личностного развития после переезда. Будущее не моделируется, а «обреченно» принимается как фатальное, предназначенное судьбой событие.
Как видим, у большинства ВП зрелого возраста, при отсутствии психологической поддержки на первоначальном этапе адаптации, достаточно слабо проявляется ориентация на активную жизненную позицию, отсутствует желание состояться на новом месте жительства и добиться высот в профессиональной и других сферах жизни после вынужден- ного переезда. Эффективность полноценного развития вынужденных переселенцев во многом оказывается в зависимости от специально созданных психологических условий в начальный период адаптации. Программа, построенная на психологических и акмеологических принципах, при ее реализации в работе с вынужденными переселенцами, может актуализировать и дать значимый материал для общего и личностного развития.
Библиографическая ссылка
Султанова Н.Д. ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 55-57;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26481 (дата обращения: 23.11.2024).