Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЮ И РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ШКОЛЬНИКОВ

Соловьев В.Н. Шумихина И.И. Стрелкова М.С.

Проблема адаптации многогранна и ком­плексна, с ней связаны понимание многих вопро­сов здоровья и патологии человека, решение важ­ных проблем физиологии труда. Не случайно по­этому то же самое понятие «адаптация» труднооп­ределимо и разные авторы вкладывают в него да­леко не один и то же смысл, хотя общее мнение об адаптации как приспособлении к среде разделяет­ся ведущими специалистами.

Проблема адаптации человека, вклю­чающая методы физиологического психологи­ческого и педагогического воздействия, приобрела сегодня особое значение период новых рыночных отношений, преобразования и строительства ново­го уклад жизни. Еще в прошлой жизни достаточно было «самопроизвольной» биологической психо­логической настройки организма на переме­ны в обществе, то сейчас приспособление человека к изменяющимся условиям в обществе во всех сфера: деятельности происходит на основе сознательного воспитания и регулирования пове­дения личности. Новая ситуация в обществе тре­бует от ученых иного подхода к самой личности его адаптации в новых условиях окружающей сре­ды, начиная со школьника.

Определение процесса адаптации с учетом принципа целенаправленности зависит о исход­ных критериев.

Например, в физиологических критериях адаптация (приспособление) - процесс поддер­жания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом обеспечи­вающий его сохранение, развитие, максимальную продолжительность жизни неадекватных их условиях.

В педагогических критериях адаптация (приспособление) - процесс поддержания совокуп­ности психологических и физиологических реак­ций систем организма, лежащих в основе приспо­собления его к окружающим условиям, направ­ленные на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

В настоящее время под адаптацией понимают сформирование приспособительных реакций орга­низма не только при действии неблагоприятных или стрессовых факторов среды, но и при дейст­вии обычных (не экстремальных) факторов.

Таким образом, феномен «адаптации» есть одно из фундаментальных универсальных свойств биосистемы. Проблема адаптации человека стала за короткий срок важнейшей проблемой века.

Феномен адаптации может быть отнесен к от­носительно самостоятельной категории экологиче­ских явлений. Это вид жизнеспособности, как и физиологическое и психологическое состояние, есть результат эволюционного исторического развития.

Адаптация - процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание.

В сфере деятельности, адаптация означает прежде всего усвоение новых видов учебной дея­тельности. И главное - приспособление, уяснение и освоение главного вид; деятельности твор­чества в системе обучения. Адаптация есть разви­тие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивающих жизнедеятель­ность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы. Способность к адаптации - одно из свойств и условий развития здорового человека. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сокращение постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни.


Библиографическая ссылка

Соловьев В.Н., Шумихина И.И., Стрелкова М.С. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЮ И РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 51-52;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26477 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674