Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СТРАТЕГИЙ ВЕЖЛИВОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мозговая О.Ю.

В качестве конечной цели изучения иностран­ного языка выдвигается формирование аутентич­ного (адекватного) речевого поведения. Достиже­ние этой цели возможно только через осознание существующих межкультурных различий, глубоко заложенных в особенностях мировосприятия чело­века своей культуры и представителя культуры изучаемого языка. Одним из важных аспектов аутентичного речевого поведения является поня­тие вежливости и его коммуникативное наполне­ние. Англоязычное коммуникативное поведение основывается на стремлении дистанцироваться от собеседника и найти компромисс, обеспечиваю­щий необходимую комфортную атмосферу обще­ния. Дистанцирование является доминантной чер­той культуры, отражает специфику мировоззрения британцев и американцев и проецируется на все уровни коммуникативного общения. Тентатив- ность является одним из аспектов дистанцирован- ности в сфере вежливости, проявляется в четкой регламентации процесса общения, высокой степе­ни косвенности и некатегоричности англоязычной вербальной коммуникации, для которой характер­но расхождение между семантическим и прагма­тическим значением высказываний, что проявля­ется в практике обращения к речеповеденческим стратегиям. Построение классификации коммуни­кативных стратегий на основе прагматического значения и выбора конкретных речевых средств для их реализации, позволяет наглядно выявить указанные расхождения и помогает организовать обучение данным стратегиям на продвинутом эта­пе обучения.

В созданном нами учебном пособии выделе­но пять основных стратегий вежливого коммуни­кативного поведения, оформленных в виде модулей: дистанцирование, уклонение, намек, под­держка контакта, поддержка собеседника. Каждой стратегии посвящен отдельный раздел пособия, содержащий теоретический материал, а также иерархическую таблицу, в которой каждой вы­бранной стратегии сопоставляются тактики пове­дения и лексические приемы реализации этих стратегий. Для удобства обсуждения теоретиче­ский материал оформлен в виде презентаций. Ма­териал сопровождается примерами и ситуациями для обсуждения. При изучении каждой стратегии акцентируется внимание на разнице доминантных характеристик русскоязычного и англоязычного собеседника и проявлении этих различий в выборе коммуникативной стратегии. Интересным, на наш взгляд, является прием постановки ситуации и ее разрешение с позиции русскоязычного и англоя­зычного коммуниканта, который позволяет проде­монстрировать различие в культурологическом и лингвинистическом подходах к решению данной ситуации. Эффективным приемом является четкая констатация расхождений между семантическим и прагматическим значениями коммуникативного акта, другими словами, между тем, что речевой акт обозначает и что он совершает. Заканчивается изучение каждого модуля выполнением тестов на проверку приобретенных навыков. Такая четкая структурированность учебного материала и пор- ционность его подачи позволяют значительно по­высить качество усвоения. Для диагностики про­цесса приобретения навыков вежливого общения в начале пособия предлагается входное тестирова­ние, а в конце обучения результирующий тест, позволяющий лидо сделать вывод о приобретении необходимых навыков, либо о необходимости дополнительного изучения данного материала. Пособие может использоваться для самостоятель­ного и дистанционного обучения.


Библиографическая ссылка

Мозговая О.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СТРАТЕГИЙ ВЕЖЛИВОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 40-40;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26468 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674