Цинк и медь относятся к биогенным, то есть жизненно необходимым микроэлементам, функции которых в организме многообразны. Так, цинк влияет на рост, развитие, костеобразование, кроветворение, обмен нуклеиновых кислот, белков, углеводов, так как служит необходимым компонентом или активатором ферментов, которые действуют в этих процессах. Цинк усиливает гипогликемический эффект гормона инсулина, стабилизирует и предохраняет от разрушения его молекулу. Роль цинка также заключается в поддержании определенной конфигурации РНК, и следовательно, косвенном влиянии на биосинтез белков и передачу генетической информации.
Медь необходима для кроветворения, так как способствует созреванию эритроцитов на ранних стадиях развития. При дефиците меди уменьшается число эритроцитов крови без изменения в них концентрации гемоглобина. Медь участвует в процессе остеогенеза, защитных функциях организма, кератинизации пера и шерсти, входя в состав медьсодержащих белков с ферментативной функцией. Медьсодержащие ферменты играют важную роль в окислительновосстановительных процессах, катализируя отдельные этапы тканевого дыхания. Для большей части населения нашей страны при сложившемся уровне потребления скорее следует говорить о недостатке этих микроэлементов в пище, нежели об их избытке. Источником поступления меди и цинка в организм человека являются преимущественно продукты животноводства, в частности, завоевавшее в последнее время большую популярность мясо цыплятбройлеров.
Влияние на утилизацию или метаболизм цинка и меди в организме сельскохозяйственной птицы оказывают различные факторы, в их числе уровень и состав протеина в рационе, содержание жира, углеводов, кормовых, стимулирующих или лекарственных добавок.
В двух научнохозяйственных опытах, проведенных в производственных условиях птицефабрики «Новгородская» ЗАО «Агропромышленный концерн Великий Новгород» (Новгородская область), выявлено воздействие на содержание цинка и меди в мясе цыплятбройлеров кросса «Росс508» таких электрофизиологических факторов, как аэроионизация воздуха (АИ) в сочетании с низкоинтенсивным лазерным излучением (НИЛИ). Данные факторы стимулируют интенсивность роста и развития мясных цыплят.
Мясные цыплята выращивались в клеточных батареях КБУ3 (по 16 голов в клетке), с суточного до 39суточного возраста. На протяжении всего периода выращивания цыплятабройлеры всех опытных групп еженедельно подвергались воздействию аэроионизации в течение 10 мин с помощью аппаратовионизаторов воздуха «АэронМ».
Лазеротерапия осуществлялась однократно в разном возрасте (1 сут, 7, 14,21и28 су т.) с дифференцированной экспозицией облучения (8 и 15 секунд соответственно в первом и втором опытах) полупроводниковым лазерным аппаратом АЛТ «Узор2К», с длиной волны 0,89 мкм, частотой излучения 80 Гц, мощностью импульса 3 мВт. Низкоинтенсивное лазерное облучение проводилось сканированием в области груди на биологически активные точки. Бройлеры контрольной группы не подвергались воздействию аэроионизации и НИЛИ.
Убой (по 5 голов из каждой группы) осуществляли в возрасте 39 суток. Содержание микроэлементов определяли в наиболее ценных частях тушки - грудных и бедренных мышцах.
Содержание цинка в грудных мышцах изменялось неравномерно и определялось как дозой, так и возрастом облучения цыплят. Так, при 8секундной экспозиции НИЛИ на 7е сутки выращивания уровень цинка увеличился на 9,2% по сравнению с контролем. При экспозиции 15 с максимальное превышение уровня цинка в грудных мышцах цыплятбройлеров составило 30,1%. Электрофизиологическое воздействие привело к повышению усвояемости цинка и увеличению его содержания в грудных мышцах во всех опытных группах., при этом относительно большее увеличение наблюдалось при экспозиции НИЛИ 15 с в первые сутки.
Концентрация микроэлементов в красном мясе цыплятбройлеров выше, чем в белом - так, в контрольной группе бедренные мышцы содержали меди на 53%, а цинка на 14,2% больше, чем грудные. Сочетанное действие аэроионизации и воздействия низкоинтенсивного лазерного излучения на более поздних сроках выращивания- 21 сутки и 28 суток- привело к относительному повышению уровня цинка от 16,9% до 40,3%, причем более эффективной, как и для грудных мышц, также была экспозиция 15 с.
Воздействие АИ и НИЛИ на содержание меди в грудных мышцах оказалось неоднозначным: от повышения на 18,4% при экспозиции 8 с на 21 сутки выращивания до снижения содержания данного микроэлемента от 12,8% до 20,4% при этой же экспозиции на 7е и 14е сутки соответственно. В бедренных мышцах максимальное снижение уровня меди отмечено при применении НИЛИ на 14е сутки выращивания - на 22,1%.
Накопление данного микроэлемента в бедренных мышцах также зависело как от экспозиции, так и от срока воздействия низкоинтенсивного лазерного излучения: отмечено преимущественное увеличение содержания меди при использовании НИЛИ на 1е и 7е сутки выращивания- на 22,1% и 39,6% соответственно. Следует отметить,что ни в одной из опытных групп содержание этого элемента не превысило ПДК(5 мг/кг).
Использование сочетанного воздействия аэроионизации и низкоинтенсивного лазерного излучения в качестве ро сто стимулирующих факторов при выращивании мясных цыплят приводит к относительному повышению уровня цинка в грудных и бедренных мышцах. Электрофизиологические факторы стимулируют обмен веществ, активируют или нормализуют функции нервной, эндокринной, иммунной систем и способствуют лучшему усвоению питательных, минеральных веществ и биологически активных веществ корма, что повышает экологическую ценность мяса.
Библиографическая ссылка
Горохова Е.Н., Николаева Н.И., Самойленко В.А., Виноградова О.Н. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 91-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26211 (дата обращения: 21.11.2024).