Чтобы по возможности быстрее адаптироваться в постоянно и стремительно меняющемся мире, «идти в ногу со временем», каждому из нас необходимо правильно и максимально использовать свой мыслительный потенциал. Особенно это касается тех, кто работает в сфере науки и образования.
На сегодняшний день превалирующей формой умственной деятельности человека является вертикальное (причинноследственное или логическое) мышление, развитию которого ещё со школьных лет уделяется особое внимание. Современное образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно главным образом как можно больше получать полезных знаний. Автоматическое включение отработанного годами стабильного алгоритма выбора оптимального варианта из накопленной в памяти соответствующей информации поможет определить правильный ответ. Затем врождённая логика и развитое вертикальное мышление позволят легко претворить его в плодотворные идеи.
Действительно, в большинстве случаев применяемая методика даёт быстрый положительный эффект, даже если при этом используются главным образом тривиальные стандартные решения.
Но такой подход может легко завести в тупик при возникновении непредвиденных сложных ситуаций, для правильного решения которых требуется подключение интуиции и творческих способностей, являющихся следствием латерального мышления. Интуиция возникает на подсознательном уровне - её можно сравнить с внутренним голосом, неожиданным приведением мыслей в порядок или внезапным просветлением, идущим параллельно с индуктивными выкладками. Даже если вспышка вдохновения не прояснит всех деталей найденного решения, мы можем интуитивно почувствовать, что оно верное.
Способность к творчеству, оформлению возникающих гипотез в необходимые логические конструкции, во многом зависит от интеллекта. До сих пор до конца не определено, под влиянием каких факторов и каким образом формируется интеллект. По предположению генетиков умственные способности не передаются по наследству, хромосомы определяют наш разум процентов на тридцать, остальное - влияние среды. Все попытки создать искусственный интеллект до сих пор проваливались: электронные гении, способные превосходить любой человеческий мозг объёмом памяти и скоростью логических операций, многим из нас уступают в творческих способностях. Одной из основных причин этого служит то, что современный компьютер не способен в процессе работы самостоятельно корректировать условие поставленной задачи с учётом возникших новых обстоятельств. Заложенная в нём программа монотонно идёт к поставленной цели, на каждом шаге сравнивая её с достигнутыми результатами и соответственно планируя следующий этап.
Несмотря на отсутствие чётких понятий, интеллектуальные способности пытаются оценивать количественно, разрабатывая для этого самые разные технологии. Например, испытуемым предлагают продолжить заданный числовой ряд, достроить незаконченную фигуру, описать отличия в аналогичных рисунках, сделать логический вывод из предложенных рассуждений и т. п. По специальным формулам и таблицам результаты этих тестов сводятся в единый показатель - коэффициент интеллекта или IQ. Полученные при этом выводы, безусловно, нельзя считать универсальными. Например, высокий IQ не гарантирует успех в учёбе или профессиональной деятельности, для этого требуются также многие другие самые разные человеческие качества, такие как самодисциплина, усидчивость, амбиции, умение вживаться в подходящую социальную группу и т. д.
Латеральное мышление при нормальном развитии начинает зарождаться в голове ребенка после семи лет. Гармоничное развитие личности происходит только под воздействием всех разновидностей интеллекта, игнорирование какойлибо из его сторон чревато необратимыми печальными последствиями. Например, в школьной программе (желательно в начальных классах) обязательно должна учитываться необходимость обучения (в той или иной форме, в зависимости от желания и способностей) азам ораторского искусства, музыки и живописи. Приобретённый в результате сенсорный опыт является мощным стимулом творческой активности мозга, помогает правильно оценивать события и по достоинству отбирать, какие из них нужно сохранить в памяти.
По наблюдению психологов навыки, которые достаточно долго используются в юные годы, в дальнейшем никогда полностью не забываются и могут легко и быстро восстанавливаться до прежнего уровня даже после очень длительного перерыва.
Существуют различные специально разработанные техники тренировки латерального мышления, которыми практически каждый может овладеть. На сегодняшний день к самым эффективным методам развития творческих способностей и интуиции можно отнести мозговой штурм, компьютерное моделирование и ролевые игры.
При мозговом штурме на первом этапе генерируется максимальное число самых разнообразных и даже в определённой степени противоречивых идей, далёких от рассматриваемого вопроса. Ничем не ограниченная игра мыслей является основой творчества. Самое сложное на этой стадии - отказ от критики, которая сразу же затормозит поиск и сузит его рамки. Автор идеи не должен её ни объяснять, ни защищать, чтобы не мешать другим спонтанно мыслить. Затем обсуждаются все выдвинутые гипотезы, причём приветствуются любые их комбинации, уточнения или модификации. В итоге обсуждается каждое предложение и решается, полезно оно или нет.
Насколько результативен этот способ, демонстрирует пример американского космического агентства- НАСА. Проектировщики при выборе альтернативы молнии на скафандре астронавтов воспользовались апробацией максимально свободных ассоциаций. Из словаря наугад брали предложение, и все фантазировали, как связать его с застёжкой. Слово «лес» вызвало у когото мысль о шипах, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застёжки_под названием «липучка».
При соответствующей корректировке метода мозговой атаки можно вести диалоги и со своим внутренним оппонентом.
Специально разработанные компьютерные программы (имитационное моделирование) могут «подсказать», как справиться со сложной практической задачей, требующей варьирования сразу несколькими ключевыми параметрами. Такой способ помогает прогнозировать в виртуальном мире появление отдельных непредвиденных побочных эффектов, а в некоторых случаях даже всего спектра возможных последствий принимаемых в реальности решений.
Поновому взглянуть на тупиковую ситуацию помогают так называемые ролевые игры. В этом случае требуется поставить себя на чужое место и посмотреть, как выглядят ваши трудности со стороны. Например, можно мысленно превратиться в своего студента или своего начальника и подумать, чтобы он вам мог сказать по поводу возникшей проблемы. В принципе это может дать совершенно свежий взгляд на вещи.
Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга. Индуктивная логика позволяет выяснить надежность и перспективы использования готовых концептуальных моделей; интуиция и творчество связаны с анализом и перестройкой таких моделей, а при необходимости и созданием новых. Необходимо владеть навыками и того, и другого.
Список литературы
1. Латеральное мышление / Э. де Боно. - Питер, 1997. - С. 915.
2. Мозговой штурм // Там же. - С. 157176.
3. Энциклопедия мышления / Ф. Милтнер, В. Сифер, Д. Шеппах, Д. Брейтенфелд. - М., 2003. -С. 110118.
4. Искусство точного расчёта // Там же. - С. 126133.
Библиографическая ссылка
Сергиенко Л.С., Даценко В.И. О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 87-88;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26208 (дата обращения: 21.11.2024).