Психологические методы используемые руководителями предприятий играют важную роль в работе с персоналом. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Следовательно цель психологических методов - создание моральнопсихологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышение степени удовлетворенности процессом труда на предприятии. Объектом психических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.
Способы психологического воздействия концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К ним относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Из вышеперечисленных способов психологического воздействия, вероятно следует выделить некоторые из них, определяющее поведенческую суть субъекта с последующими побуждающими мотивами. К ним следует отнести внушение, которое может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка, вовлечение т.е. соучастие в трудовом или общественном процессе, побуждение - обусловленное квалификацией, опытом, уверенностью в успешном выполнении работы. Немаловажное значение имеет убеждение базирующееся на аргументированном и логическом воздействии на психику человека. Что касается принуждения, осуждения, порицания то это крайние формы морального воздействия, которые желательно применять только в чрезвычайных (форсмажорных) обстоятельствах. Наиболее характерными для автолитарного метода руководства является требование, запрещение и командование. В других случаях эти приемы могут оказаться бесполезными или даже вредными. Такие психологические методы воздействия как комплимент, похвала, просьба и совет являются позитивными психологическими приемами повышающими самооценку личности работника и оказывающие положительное влияние на его поведение.
Итак, психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приемов из перечисленных выше.
Библиографическая ссылка
Крикунова Л.В., Бурчакова М.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 86-87;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26207 (дата обращения: 21.11.2024).