Сегодня среди многочисленных перемен, затронувших отечественную высшую школу, одной из значимых является усиление внимания к систематической подготовке преподавателей высшей школы: в 1997 г. Министерством образования РФ был подписан пакет документов по созданию в системе дополнительного профессионального образования специальности «Преподаватель высшей школы», рассчитанной в общей сложности на 1080 часов очнозаочного обучения. Теоретический анализ проблемы и анализ практического опыта выявляют ряд обстоятельств, серьезно осложняющих решение проблемы подготовки преподавателей в принципе, так и преподавателей высшей медицинской школы в частности. Остро чувствуется дефицит учебного времени. Вызывает большие трудности «наполнение» содержанием достаточно длительных по времени заочных циклов обучения (в перерывах между краткосрочными циклами), а также серьезная проблема организации систематической учебной деятельности слушателей, «ушедших» на заочный цикл, контроля ее результатов преподавателем, полноценной реализации заочного контакта «педагогслушатель» и режима сопровождающего обучения. Достаточно трудно организуется принцип практической направленности обучения: зачастую в содержании лекций доминируют общепедагогические конструкты весьма абстрактного содержания, не проектирующиеся на конкретную практическую педагогическую деятельность в области медицинского образования, которой предстоит заниматься слушателям. Не реализована идея уровневой дифференциации обучения: в большинстве случаев у преподавателей Ф1111К (факультетов повышения профессиональной квалификации) нет ясного понимания того, как должен различаться образовательной процесс по программе «преподаватель высшей школы» для обучающихся аспирантов и «действующих» преподавателей, имеющих иногда весьма солидный опыт педагогической деятельности. В процессе исследования была выдвинута гипотеза о том, что современное последипломное образование аспирантов и преподавателей медицинских вузов будет эффективно решать задачи, вытекающие из социального заказа, если: разработать и обосновать систему ведущих идей (на уровне принципов) организации этого образования, исходящую из необходимости отражения в нем поисковотворческого подхода, практической ориентированности с особым акцентом на профильной направленности обучения- последние предполагает нахождение таких конструктов медицины, философии и методологии этой области человеческого знания, которые позволяют проявить основные особенности ее преподавания в высшей школе и то, как обучить соответствующим методикам самих педагогов; спроецировать выявленные принципы на проблему формирования содержания педагогического образования преподавателей - медиков, выявив его структуру, ориентированную на: 1) особенности трансляции студентам собственно предметного знания; 2) философскометодологическую канву медицины и ее отражение в процессе обучения студентов; 3) формирование у преподавателей комплекса педагогических и методических умений, учитывающих специфику и нюансы содержательного поля преподаваемых медицинских учебных дисциплин; спроецировать выявленные принципы на процессуальный аспект обучения преподавателей - медиков, предложив и обосновав: а) комплекс формируемых у них педагогических и методических умений и стратегий деятельности; б) соответствующие методические подходы и способы их реализации в рамках ФГШК ориентированные на широкое использование активноимитационных практикоориентированных технологий; сделать особый акцент внимания на дифференциации последипломного образования, обосновав, как минимум, бинарную структуру всех компонентов описания данного феномена, ориентированную на значимые отличия в процессе обучения аспирантовмедиков и «действующих» преподавателей, обладающих зачастую солидным опытом педагогической деятельности; выявить и реализовать в образовательном процессе те потенциальные возможности, которые предоставляет режим очнозаочного обучения для эффективного решения системой последипломного педагогического образования медицинского профиля своих задач.
Библиографическая ссылка
Шурупова Р.В. ПОИСКОВОТВОРЧЕСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 85-86;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26206 (дата обращения: 21.11.2024).