Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОСТРОЙКА ЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИАИША (18901899)

Магсумов Т.А.

Развитие среднего профессионального об­разования в Казани в конце XIX  начале XX вв., как и по всей России, было обусловлено бурным экономическим ростом. Появление Казанского промышленного училища (далее КПУ) стало ре­зультатом целостной государственной политики по созданию системы среднего профессиональ­нотехнического образования в стране. В кон­це лета 1890 г. в Казань прибыл И.А. Анопов, управляющий отделением промышленных учи­лищ Министерства народного просвещения (да­лее МНП), командированный для координации вопросов по поводу предстоящего устройства промышленных училищ. 0н пришел к выводу, что здание реального училища, в котором пред­полагалось открыть КПУ, не сможет вместить в себя, кроме полного реального училища с ком­мерческим отделением, еще и техническое учи­лище; расширить же это здание пристройками не представлялось возможным, т.к. двор учили­ща занимал весьма небольшую площадь. В свя­зи с этим возник вопрос о месте для постройки зданий промышленного училища. Попечитель Казанского учебного округа (далее КУ0) при ознакомлении с предложенными городской ду­мой участками признал их неудобными и вы­разил мнение, что наиболее желательным яв­ляется место, запроектированное под площадь и располагавшееся напротив Родионовского института благородных девиц. Городская дума согласилась с этим предложением и постанов­лением от 27 июня 1891 г. передала МНП этот участок для постройки зданий промышленного училища с условием, чтобы министерство само исходатайствовало согласие министра внутрен­них дел на изменение плана города, а в заседа­нии от 21 февраля 1895 г. городская дума поста­новила добавить к этому еще смежный участок в 2 277 кв. саженей [1, л. 910]. Был составлен архитектурный проект, оставалось лишь утвер­дить его и получить средства на строительство, которые и были выделены после согласования с министром финансов 10 августа 1895 г., но при этом было указано, что кредит в 190 тысяч ру­блей, запрашиваемый МНП на возведение зда­ния училища, слишком велик  департамент экономии посчитал, что сумма непосильна для государственной казны. Это вызвало новую во­локиту в постройке здания училища.

По предложению министра народного про­свещения И.Д. Делянова была образована ко­миссия из представителей Министерства фи­нансов и МНП, главной задачей, которой было обсуждение возможностей экономии средств при постройке здания училища. На первом же заседании комиссии возникло два проекта ре­шения этой задачи, которые тщательно были разобраны и обсуждены. Первый проект пред­усматривал открыть училище, отложив устрой­ство одного или двух его отделений на неопре­деленный срок. В этом случае здание пришлось бы перестраивать и добавлять к нему различные пристройки, что привело бы лишь к увеличению заявленных вначале расходов и несовершенству самого здания. По второму проекту предпола­галось открытие училища в полном составе из всех отделений, при снижении стоимости путем сокращений проекта здания. При этом имелось в виду то, что в состав соединенного училища войдут среднее и низшее химические училища, что обеспечит создание не отдельных, а общих для них мастерских, лабораторий и хозяйствен­ных построек; механические мастерские, созда­ваемые для механического училища, будут обе­спечивать все четыре отделения; строительное училище сможет пользоваться всеми помещени­ями, оборудованием и пособиями химических и механического училищ и потребует лишь не­сколько дополнительных помещений; помеще­ния для администрации, учебных служб и хо­зяйственные постройки будут общими для всех четырех училищ. Все это позволяло не только сократить стоимость зданий училища на 30 %, но и уменьшить затраты на его содержание.

По этим соображениям комиссией был взят за основу второй проект. После этого комиссия согласовала все сокращения в площадях предпо­лагаемых помещений, на основе чего был разра­ботан новый план зданий, на базе которого была составлена новая смета расходов на строитель­ство. Министр народного просвещения 11 мар­та 1896 г. выступил в Государственном Совете с представлением об отпуске на устройство промышленного училища в Казани 435 тысяч рублей, а уже 23 мая 1896 г. эта сумма была ут­верждена [1, л. 12об]. Для координации деятель­ности по строительству зданий КПУ была созда­на комиссия, в которую вошли: попечитель КУО В.А. Попов, городской голова С.В. Дьяченко, Казанский губернский инженер Л.К. Хрщанович, крупные представители местной торговли и промышленности И.А. Александров, И.И. Алафузов, Ф.К. Крестовников, П.В. Щетинкин, про­фессор Казанского университета А.М. Зайцев, а также представители Министерства финансов, Государственного контроля, архитектуры. Про­ектировал здания училища казанский архитек­тор К.С. Олешкевич, который впоследствии работал в нем. Торжественная закладка здания была произведена 12 июня 1896 г., а осенью 1899 г. была окончательно закончена постройка всех училищных зданий [1, л. 13].

Возведенное училище состояло из пяти зда­ний [1, л. 1416; 2, с. 1112; 3, л. 17]. Главным зданием был трехэтажный корпус с полупод­вальным этажом, в котором находились цен­тральное отопление и квартиры низших служа­щих. В здании располагались: актовый зал, 9 классных комнат, 2 чертежных и 1 рисовальный класс, библиотека, помещение педагогического совета, канцелярия, кабинеты директора, ин­спектора и надзирателей, учительская комната, естественноисторический кабинет, учебный музей, склад готовых изделий, столовая, ши­нельная, склады для чертежных досок и для по­собий по рисованию и клозет (туалет  Т.М.). В двухэтажном здании химических лабораторий с подвальным помещением, предназначенным для центрального водяного отопления и венти­ляции, помещались: 2 больших залы для каче­ственного и количественного анализов с отдель­ными весовыми комнатами и сероводородной, физическая и химическая аудитории с комната­ми для приготовления опытов, комната для заня­тий по химии, физический кабинет, фотографи­ческая комната и 2 клозета. Одноэтажное здание технических мастерских состояло из двух ком­нат для мыловарения, клееварного отделения, паровой и электрической станции, комнаты общих приборов, солевой, содовой мастерской, сульфатной поглотительной башни, помещения гончарной и газового завода, небольшой лабора­тории, комнаты руководителя и материальной. В двухэтажном здании механических мастерских расположились столярная и токарная по дереву мастерская, состоящая из 3 комнат и небольшой кладовой, 2 тисочные мастерские, 1 машинная и сборочная, паровичная с паровой машиной при ней, квартиры машиниста и сторожа. В трех­этажном корпусе квартир служащих находились квартиры директора, инспектора, двух надзира­телей, письмоводителя и его помощника, заве­дующего низшим механикотехническим учи­лищем и заведующего техникохимическими мастерскими и электрической станцией  всего 8 квартир. Корпус квартир для служащих был построен потому, что без собственного жилого фонда училищу пришлось бы нести непосиль­ное бремя выдачи квартирных денег. Все здания частью соприкасались между собой, частью со­единялись коридорами. Кроме этого, имелись 2 кладовые: одна  для леса, другая  для техни­ческих и других материалов, здание служб, где помещались прачечная и погреба. Для технохимических мастерских была воздвигнута кирпич­ная труба фабричного типа высотой в 15 саже­ней. Здания были построены в соответствии с новейшими достижениями строительства того времени. 0топление было централизованное водяное, вентиляция подавала подогретый и ув­лажненный воздух, здания были кирпичными. Построенные специально под промышленное училище, эти здания и помещения позволяли должным образом организовать образователь­ный процесс.

Целостная государственная политика по созданию и финансированию системы профес­сиональнотехнического образования позволила в сжатые сроки открыть промышленное учи­лище в Казани и обеспечить его необходимой учебнопроизводственной базой.

СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ

1. Историческое описание Казанского про­мышленного училища за 1911 г. // Националь­ный архив Республики Татарстан (НАРТ). ф. 121, оп. 1, д. 607.

2. Краткие сведения о Казанском промышлен­ном училище и условия приема.  Казань: Типолит. Императорского Университета, 1907.  25 с.

3. 0тчет о состоянии Казанского промыш­ленного училища за 1907 г. // НАРТ.  ф. 121, оп. 1, д. 495.


Библиографическая ссылка

Магсумов Т.А. ПОСТРОЙКА ЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИАИША (18901899) // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 70-72;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26119 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674