По оценкам экспертов ООН, инвалиды (люди с ограниченными возможностями) составляют в среднем 10% от общего числа населения. В России проживает около 11 млн. инвалидов, из них примерно половину составляют лица трудоспособного возраста. Инвалидность имеет и биологические и социальные причины. Связано это с рядом факторов: ростом заболеваемости, увеличением дорожно-транспортных происшествий, локальными военными конфликтами, последствием техногенных катастроф и т.д. Увеличение социального неблагополучия в постперестроечный период привело к более чем десятикратному росту детской инвалидности. В Ивановской области проживает свыше 85 тысяч инвалидов общего заболевания, войны, труда и инвалидов детства, что составляет 7,8% от общего числа жителей региона.
Социальное значение комплексной реабилитации заключается в том, что она связана и влияет на воспроизводство общественных отношений. Важная роль реабилитации проявляется в формировании духовно-нравственных основ общества по отношению к больным и инвалидам; реализации социальных гарантий и укреплении социальной стабильности в обществе; восстановлении трудовых ресурсов, предотвращении заболеваемости, смертности (Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др. 2005).
В настоящее время актуальность проблемы, связанной с социальной адаптацией инвалидов, приобретает всё большее значение. Все большее число инвалидов привлекаются к занятиям физической культурой и спортом, усиливается параолимпийское движение. В связи с этим возникла потребность изучения данной проблемы и выявления путей решения, одним из которых может явиться создание спортивных клубов инвалидов в вузах, реализующих подготовку профессиональных специалистов в области адаптивной физической культуры.
Проект по созданию спортивно-оздоровительного клуба инвалидов в настоящий момент успешно реализуется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет». Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» был создан в декабре 2009 года и является общественным объединением, относящимся к категории общественных культурно-спортивных объединений.
Занятия проходят во Дворце спорта Шуйского государственного педагогического университета. Сформированы команды по пяти видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, дартс. Тренировки по видам спорта проводят студенты специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), что является основной отличительной особенностью от других подобных объединений.
Одной из задач нашего исследования, посвященного обоснованию клубной формы работы с инвалидами в условиях вуза, является оценка социально-экономической эффективности данной модели.
Нами выделены следующие составляющие социального эффекта деятельности клуба: медико-социальные и социально-педагогические. К медико-социальному эффекту относится положительное влияние занятий физической культурой и спортом на состояние здоровья инвалидов, позитивный психологический эффект, удовлетворенность инвалидов физкультурными и оздоровительными услугами.
К социально-педагогическому эффекту мы относим положительные результаты, связанные с повышением качества образования будущих специалистов по адаптивной физической культуре, их личностно-профессиональным развитием.
В числе результатов, определяющих достижение эффективной работы клуба, мы выделяем следующие:
- создание условий для непрерывных бесплатных занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе высших учебных заведений;
- улучшение социальной адаптации и интеграции инвалидов;
- укрепление здоровья и физической подготовленности инвалидов;
- создание системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов через университетские службы маркетинга и рекламы;
- возможность для студентов прохождения непрерывной практики по специальности на базе университета;
- расширение базы научных исследований в области адаптивной физической культуры;
- гуманизация высшего профессионального физкультурного образования;
- формирование профессиональных компетенций студентов специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура),
- усиление подготовки будущих специалистов по физической культуре, повышение их конкурентноспособности на рынке труда.
Экономическая эффективность может оцениваться на макро-, микро- и медиэкономическом уровне (В.А. Миняев, Н.И.Вишняков, 2003). Оценка эффективности деятельности конкретной формы работы с инвалидами проводится с помощью микроэкономических показателей. Экономический эффект нами оценивается как предотвращенный ущерб, связанный с достижением социального эффекта. Предотвращенный ущерб непосредственно связан с отсутствием затрат у лиц его посещающих, поскольку услуги клуба бесплатны для инвалидов. Улучшение здоровья инвалидов ведет к сокращению расходов на медицинские услуги. Также сокращаются расходы университета на организацию практики студентов.
Затраты на организацию клуба складываются из аренды спортивного зала и инвентаря, заработная плата тренеров, заработная плата медицинского работника, заработная плата руководителя клуба, оплата работы судий на соревнованиях .
Экономическая эффективность, выражающая соотношение эффект/затраты, позволяет определить рациональность внедрения предлагаемой нами формы работы.
Для комплексной оценки социально-экономической эффективности из имеющихся методик нами отобрана методика расчета коэффициента интегральной эффективности (Ки), учитывающая коэффициенты медицинской (Км), социальной (Кс) и экономической (Кэ) эффективности:
Ки = Км * Кс * Кэ
Коэффициенты Км и Кс рассчитываются как отношение медицинского эффекта и социального эффекта к общему числу инвалидов, занимающихся в клубе, Кэ - по стандартной формуле.
В заключении необходимо подчеркнуть, что оценка социально-экономической эффективности деятельности клуба инвалидов в условиях высшего учебного заведения является важной научно-практической задачей, от успешного решения которой зависит возможность оптимизации и широкого внедрения данной формы учебно-научно-производственного комплекса, выполняющего важнейшие социально-значимые задачи.
Библиографическая ссылка
В.И. Рясин, А.С. Махов ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛУБА ИНВАЛИДОВ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 233-235;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26100 (дата обращения: 03.01.2025).