Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Кутимская М.Ю. Бузунова

Вузовская наука по очень многим параметрам отличается от академической. Одним из основных отличий является возможность оперативного использования новых знаний в лекционных и практических занятиях. Молодые умы быстро схватывают новизну и развивают ее, но, к сожалению, не всегда преподаватели стремятся в своем предмете приблизиться к профилю специальности и заглянуть в будущее науки.

На взгляд авторов, сочетание фундаментального и профильного обучения в настоящий момент является необходимым и перспективным. Согласно Бармасову А.В., и Холмогорову В.Е. [1], профилизация преподаваемых курсов должна заключаться в выборе приоритетов и в иллюстрациях применения знаний, в частности, в физике, энергетики, биологии, ветеринарной медицине, в землеустройстве и т.д.

Рассматривая историю развития науки, обращаем внимание на смену парадигм. В настоящее время основной парадигмой науки является синергетика [2,3]. К сожалению, во многих учебниках ей уделяется одна или часть машинописной страницы, а в обязательных программах Министерства образования по физике, биологии и т.д. вопросы синергетики вообще не стоят.

Сама система высшего образования сложна, нелинейна, открыта и находится на этапе неустойчивого бифуркационного развития. Ранее нами рассматривалась математическая модель системы образования [4] и оценивались её параметры. Для настоящей модели объем интеллектуальных ресурсов на год вперед определим:

,                                                        (1)

где q<1  - учитывает распад; f - описывает скорость роста при нормальном финансировании; величина   - описывает «успеваемость» финансов: чем больше A, тем больше средств может быть эффективно вложено. Для q выбиралось значение ~ 0,8; для f ~ 1,15.

Следует отметить, что при относительно высокой пропускной способности системы современного образования в России сегодня менее 5% экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, в то время как этот показатель в 1990 г. доходил до 65%.

Наиболее адекватной для описания процесса обучения моделью является математическая модель с памятью, описываемая дифференциальным уравнением вида [5]:

,                                                          (2)

где x - количественная характеристика усвоенной в процессе обучения информации; b(t) - количественная характеристика входной информации; K - индивидуальный коэффициент восприятия информации; Tз  - индивидуальное время запаздывания в восприятии информации.

Учитывая нелинейный характер изменения коэффициента восприятия K от объема накапливаемых в процессе обучения знаний, перепишем уравнение (2) в виде:

,                                         (3)

Новым результатом является возможность получения решения в виде динамического хаоса (рис. 1), причём хаос возник в замкнутой системе. Данный факт можно трактовать как условие генерации информации [2].

Рис. 1. Динамический хаос в системе обучения

При условии задания непрерывной начальной функции памяти φ(t) , в немарковских системах, наблюдается возникновение динамического хаоса в изолированной системе. Это обстоятельство подтверждается тезисом о том, что «...в теории познания, это...подход, который исходит из того, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько творит его» [6]. Как утверждает Князева Е.Н. «образование есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, пробуждение его души, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба» [6]. «Научиться жить - значит научиться учиться». Универсализм личности состоит не в объеме удерживаемых в памяти сведений, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, нахождении четких способов отбора и пополнения ценной информации и достраивании своей личностной системы знаний.

Роль синергетики в системе образования двояка. Речь может идти как о синергетическом образовании (содержание образования), так и о синергетических способах организации самого процесса обучения и воспитания. Синергетика несет в себе и методологическую функцию. Методология вырастает из преподавания синергетики, из потребности наиболее целостно и просто изложить предмет [7], а также возможности строить модели и в гуманитарной сфере.

Синергетический подход, как перспектива развития науки и образования, имеет целью формирование целостной, креативной личности, способной преодолевать кризисное состояние современного мира.

Список литературы

1.     Бармасов А.В. Холмогоров В.Е. Курс общей физики для природопользователей. Механика: учеб. пособие. - СПб: БХВ - Петербург, 2008. - 416 с.

2.     Кутимская М.А., Волянюк Е.Н. Бионоосфера: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т., 2005. - 212 с.

3.     Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.

4.     Кутимская М.А., Бузунова М.Ю. Роль синергетики в системе образования в аграрном вузе. / Система образования в аграрном вузе: проблемы и тенденции. Материалы МНПК. - Иркутск: изд-во ИрГСХА, 2008. - С. 246-251.

5.     Солодова Е.А. Концепция модернизации высшего образования России на основе синергетического моделирования: В кн. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 418-432.

6.     Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Загадка человека: человеческая особенность коэволюционных процессов // Синергетика. Труды семинара. Т. 5. Материалы круглого стола «сложные системы: идеи проблемы, перспективы». - М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - С. 21-38.

7.     Кутимская М.А., Бузунова М.Ю. Роль биофизики в приобретении навыков решения инновационных задач. / Вестник ИрГСХА. - Вып. 37 (декабрь). - Иркутск: ИрГСХА, 2009. - С. 78-82.


Библиографическая ссылка

М.А. Кутимская, М.Ю. Бузунова ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 194-197;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26080 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674