В ряде наших публикаций было показано, что экспорт образовательных услуг Российской высшей школы, является процессом, на реализацию которого влияют, наряду с внутрисистемными факторами - факторами зависящими от образовательных учреждений (набор специальностей, стоимость обучения, обеспеченность общежитиями и др.), внесистемные (по отношению к системе «высшая школа») факторы, т.е. факторы не зависящие от деятельности образовательных учреждений [2].
Весьма важным, на наш взгляд, является влияние факторов макроэкономического характера, оказывающих свое влияние на многие стороны жизни в государстве, обеспечивающие в значительной мере саму привлекательность пребывания в той или иной стране, благополучие ее граждан и иностранцев, находящихся в этой стране. Соответственно на возможность и качество получения образования (применительно к обсуждаемой теме).
В качестве объекта исследования использовался уже ранее описанный нами один из южных университетских центров, вузы которого имеют многолетний опыт работы с иностранными гражданами и достаточно стабильно работающую систему привлечения претендентов на получение образования в вузах города (г. Краснодар). Наряду с собственно образовательными учреждениями высшего профессионального образования в городе имеются вся необходимая для обучения иностранцев инфраструктура, включая подготовительные факультеты для иностранных граждан (подфаки).
В качестве официального интегрального показателя, в определенной мере характеризующего динамику макроэкономического положения по годам мы использовали показатель, известный как «минимальный размер оплаты труда» или «МРОТ». Наряду с многочисленными дефектами этого показателя, описание которых является темой экономических исследований, показатель имеет и ряд положительных сторон, к которым (в рамках нашего исследования) можно отнести: законодательную закрепленность этого показателя [3], регулярное переутверждение его по мере изменения макроэкономической ситуации [5], единообразное и одновременное применение его на всей территории Российской Федерации.
Таблица 1
Некоторые макроэкономические показатели и число учащихся подготовительных факультетов в ВУЗах города
Изучаемый год |
Срок, с которого установлен размер МРОТ |
Сумма МРОТ |
Перерасчет МРОТ, с учетом деноминации рубля с 01 января 1998 года |
Курс доллара |
Величина МРОТ в $ |
Число учащихся подфаков |
1996 |
с 1 апреля 1996 г. |
75 900,00 |
75,90 |
5,3450 |
$14,20 |
209 |
1997 |
с 1 января 1997 г. |
83 490,00 |
83,49 |
5,8300 |
$14,32 |
170 |
1998 |
с 1 января 1998 г. |
83,49 |
83,49 |
9,3301 |
$8,95 |
134 |
1999 |
с 1 января 1998 г. |
83,49 |
83,49 |
24,8100 |
$3,37 |
119 |
2000 |
с 1 июля 2000 г. |
132,00 |
132,00 |
27,7500 |
$4,76 |
146 |
2001 |
с 1 июля 2001 г. |
300,00 |
300,00 |
29,4100 |
$10,20 |
162 |
2002 |
с 1 мая 2002 г. |
450,00 |
450,00 |
31,5673 |
$14,26 |
187 |
2003 |
с 1 мая 2002 г. |
450,00 |
450,00 |
30,5036 |
$14,75 |
233 |
2004 |
с 1 октября 2003 г. |
600,00 |
600,00 |
29,2591 |
$20,51 |
201 |
2005 |
с 1 сентября 2005 г. |
800,00 |
800,00 |
28,5566 |
$28,01 |
165 |
2006 |
с 1 мая 2006 г. |
1 100,00 |
1 100,00 |
26,7295 |
$41,15 |
272 |
Вторым показателем, использованным в нашей работе, явилась величина курса доллара США к рублю.
Учитывая, что иностранные учащиеся, обучающиеся в вузах Краснодара, как правило, являются выходцами из стран, в которых обращение доллара США доминирует над другими валютами, величины МРОТ перерасчитывались по курсу доллара на 1 сентября соответствующего года [4]. Во всех случаях для проведения расчетов курс доллара принимался по курсу Центрального Банка Российской Федерации на первый день соответствующего учебного года - 1 сентября. Период исследования затрагивает как благополучные с экономической точки зрения года (2000-2006), так и зону макроэкономического взрыва (дефолт 1998 года).
Результаты сопоставления ежегодного числа претендентов на обучение в вузах города с динамикой МРОТ и официального курса доллара за период с 1996 по 2006 годы представлены в табл. 1.
На графике 1 сопоставлены результаты расчета величины МРОТ в валюте (доллары США) и число претендентов на обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования города Краснодара. Корреляционный анализ связи между этими двумя величинами позволил получить величину коэффициента корреляции равную 0,7582, что свидетельствует о наличии между величинами сильной (или тесной) положительной связи [1].
График 1. Соотношение размера МРОТ и числа слушателей подфаков
График 2. Соотношение курса доллара США и числа слушателей подфаков
График 2 иллюстрирует достаточно часто высказываемую гипотезу о том, что чем выше курс доллара к рублю, тем привлекательнее для граждан стран с долларизированной экономикой становиться обучение (пребывание) в Российской Федерации. Сопоставление этих величин, ранее приведенных в табл.2, показывает отсутствие закономерностей, а в результате корреляционного анализа получена величина показателя корреляции равная 0,1625, что свидетельствует об очень слабой связи между числом слушателей подготовительных факультетов, обучавшихся в Краснодаре за исследуемый период, и курсом валюты [1].
Понятно, что принимая решение об избрании Российской Федерации в качестве места получения высшего образования, иностранные граждане не занимаются выяснением величины достаточно непонятного для них экономического показателя, однако его использование в качестве объективного критерия экономического положения страны в конкретный период времени, позволило нам показать, что чем эффективнее будет развиваться экономика страны, тем привлекательнее оказывается получение высшего образования в наших вузах для зарубежных учащихся и тем эффективнее сможет осуществляться экспорт образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации.
Таким образом, показано, что различные макроэкономические показатели по разному иллюстрируют влияние внесистемных факторов и оказывают различное воздействие на привлекательность обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Список литературы
1. Жижин К.С. Медицинская статистика. - Ростов-на-Дону. - 2007. - С.64.
2. Казарин Б.В., Е.Е.Кобелева. Экспорт образовательных услуг и предпочтения иностранных учащихся медицинского вуза.// Современные наукоёмкие технологии. -№7. - 2010. - С.300-304.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., - 2005. - ст. 132, - ч.1.
4. http://conv.rbc.ru/convert.shtml?mode=calc&source=cb.0&tid_from=USD&commission=1&tid_to=BASE&summa=1&day=01&mon=09&year=(1992-2009) (дата обращения: 28.06.2010).
5. http://base.garant.ru/10180093/ (дата обращения 25.06.2010).
Библиографическая ссылка
Б.В. Казарин МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 159-162;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26062 (дата обращения: 03.01.2025).