Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Б.В. Казарин
качество жизни
самоактуализация
сердечно-сосудистые заболевания
стресс-индуцированные состояния

В ряде наших публикаций было показано, что экспорт образовательных услуг Российской высшей школы, является процессом, на реализацию которого влияют, наряду с внутрисистемными факторами - факторами зависящими от образовательных учреждений (набор специальностей, стоимость обучения, обеспеченность общежитиями и др.), внесистемные (по отношению к системе «высшая школа») факторы, т.е. факторы не зависящие от деятельности образовательных учреждений [2].

Весьма важным, на наш взгляд, является влияние факторов макроэкономического характера, оказывающих свое влияние на многие стороны жизни в государстве, обеспечивающие в значительной мере саму привлекательность пребывания в той или иной стране, благополучие ее граждан и иностранцев, находящихся в этой стране. Соответственно на возможность и качество получения образования (применительно к обсуждаемой теме).

В качестве объекта исследования использовался уже ранее описанный нами один из южных университетских центров, вузы которого имеют многолетний опыт работы с иностранными гражданами и достаточно стабильно работающую систему привлечения претендентов на получение образования в вузах города (г. Краснодар). Наряду с собственно образовательными учреждениями высшего профессионального образования в городе имеются вся необходимая для обучения иностранцев инфраструктура, включая подготовительные факультеты для иностранных граждан (подфаки).

В качестве официального интегрального показателя, в определенной мере характеризующего динамику макроэкономического положения по годам мы использовали показатель, известный как «минимальный размер оплаты труда» или «МРОТ». Наряду с многочисленными дефектами этого показателя, описание которых является темой экономических исследований, показатель имеет и ряд положительных сторон, к которым (в рамках нашего исследования) можно отнести: законодательную закрепленность этого показателя [3], регулярное переутверждение его по мере изменения макроэкономической ситуации [5], единообразное и одновременное применение его на всей территории Российской Федерации.

Таблица 1

Некоторые макроэкономические показатели и число учащихся подготовительных факультетов в ВУЗах города

Изучаемый год

Срок, с которого установлен размер МРОТ

Сумма МРОТ
утвержденная Федеральными законами или Указами Президента РФ (рублей в месяц)

Перерасчет МРОТ, с учетом деноминации рубля с 01 января 1998 года

Курс доллара
на 1 сентября соответствующего года (деноминированных рублей
за 1 доллар США)

Величина МРОТ в $

Число учащихся подфаков

1996

с 1 апреля 1996 г.

75 900,00

75,90

5,3450

$14,20

209

1997

с 1 января 1997 г.

83 490,00

83,49

5,8300

$14,32

170

1998

с 1 января 1998 г.

83,49

83,49

9,3301

$8,95

134

1999

с 1 января 1998 г.

83,49

83,49

24,8100

$3,37

119

2000

с 1 июля 2000 г.

132,00

132,00

27,7500

$4,76

146

2001

с 1 июля 2001 г.

300,00

300,00

29,4100

$10,20

162

2002

с 1 мая 2002 г.

450,00

450,00

31,5673

$14,26

187

2003

с 1 мая 2002 г.

450,00

450,00

30,5036

$14,75

233

2004

с 1 октября 2003 г.

600,00

600,00

29,2591

$20,51

201

2005

с 1 сентября 2005 г.

800,00

800,00

28,5566

$28,01

165

2006

с 1 мая 2006 г.

1 100,00

1 100,00

26,7295

$41,15

272

Вторым показателем, использованным в нашей работе, явилась величина курса доллара США к рублю.

Учитывая, что иностранные учащиеся, обучающиеся в вузах Краснодара, как правило, являются выходцами из стран, в которых обращение доллара США доминирует над другими валютами, величины МРОТ перерасчитывались по курсу доллара на 1 сентября соответствующего года [4]. Во всех случаях для проведения расчетов курс доллара принимался по курсу Центрального Банка Российской Федерации на первый день соответствующего учебного года - 1 сентября. Период исследования затрагивает как благополучные с экономической точки зрения года (2000-2006), так и зону макроэкономического взрыва (дефолт 1998 года).

Результаты сопоставления ежегодного числа претендентов на обучение в вузах города с динамикой МРОТ и официального курса доллара за период с 1996 по 2006 годы представлены в табл. 1.

На графике 1 сопоставлены результаты расчета величины МРОТ в валюте (доллары США) и число претендентов на обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования города Краснодара. Корреляционный анализ связи между этими двумя величинами позволил получить величину коэффициента корреляции равную 0,7582, что свидетельствует о наличии между величинами сильной (или тесной) положительной связи [1].


График 1. Соотношение размера МРОТ и числа слушателей подфаков

 

График 2. Соотношение курса доллара США и числа слушателей подфаков

График 2 иллюстрирует достаточно часто высказываемую гипотезу о том, что чем выше курс доллара к рублю, тем привлекательнее для граждан стран с долларизированной экономикой становиться обучение (пребывание) в Российской Федерации. Сопоставление этих величин, ранее приведенных в табл.2, показывает отсутствие закономерностей, а в результате корреляционного анализа получена величина показателя корреляции равная 0,1625, что свидетельствует об очень слабой связи между числом слушателей подготовительных факультетов, обучавшихся в Краснодаре за исследуемый период, и курсом валюты [1].

Понятно, что принимая решение об избрании Российской Федерации в качестве места получения высшего образования, иностранные граждане не занимаются выяснением величины достаточно непонятного для них экономического показателя, однако его использование в качестве объективного критерия экономического положения страны в конкретный период времени, позволило нам показать, что чем эффективнее будет развиваться экономика страны, тем привлекательнее оказывается получение высшего образования в наших вузах для зарубежных учащихся и тем эффективнее сможет осуществляться экспорт образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, показано, что различные макроэкономические показатели по разному иллюстрируют влияние внесистемных факторов и оказывают различное воздействие на привлекательность обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Список литературы

1. Жижин К.С. Медицинская статистика. - Ростов-на-Дону. - 2007. - С.64.

2. Казарин Б.В., Е.Е.Кобелева. Экспорт образовательных услуг и предпочтения иностранных учащихся медицинского вуза.// Современные наукоёмкие технологии. -№7. - 2010. - С.300-304.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., - 2005. - ст. 132, - ч.1.

4. http://conv.rbc.ru/convert.shtml?mode=calc&source=cb.0&tid_from=USD&commission=1&tid_to=BASE&summa=1&day=01&mon=09&year=(1992-2009) (дата обращения: 28.06.2010).

5. http://base.garant.ru/10180093/ (дата обращения 25.06.2010).


Библиографическая ссылка

Б.В. Казарин МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 159-162;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26062 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674