Высокие темпы развития современного общества предъявляют новые, более ужесточенные требования к здоровью человека, и особенно молодого специалиста, вступающего в новые для себя условия насыщенной эмоциями и зачастую ответственной работы, связанной с напряжением психических и физических возможностей. Поэтому проблема здоровьесбережения студентов становится актуальной в настоящее время и предполагает кроме получения качественного образования приобретение навыков самооздоровления, базирующихся на знании основ здоровья и здорового образа жизни [5, с.14]. Важной задачей преподавательского состава системы высшего образования становится формирование у студентов готовности к здоровьесбережению. Тем не менее, в настоящее время на фоне общего ухудшения состояния здоровья у студентов, у педагогов отсутствуют четкие ориентиры в данном вопросе, современная педагогическая технология, а также реальные возможности для комплексной воспитательной деятельности в данном направлении [2, с.3]. Все это выдвигает на первый план необходимость разработки системного подхода к проблеме здоровьесбережения студентов.
Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики основывается на исследовании объектов как систем, способствует адекватной постановке проблем и ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, а также выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину [7].
В основе системного подхода лежат принципы: целостности, цели, двойственности, сложности, множественности, структуризации, иерархичности строения и историзма [1, с.65].
Рассмотрим проблему здоровьесбережения студентов в рамках метода системного подхода к ней и с учетом вышеперечисленных принципов данного метода.
Принцип целостности предполагает рассмотрение объекта выделенным из совокупности других объектов, и в то же время выступающим как целое по отношению к окружающей среде, имеющим свои специфические функции и развивающимся по свойственным ему законам. При этом не отрицается необходимость изучения отдельных его сторон [1, с.66].
Среди основных элементов, формирующих, целостный комплекс здоровьесбережения студента следует, выделить внешние и внутренние элементы.
К внешним элементам относятся:
1. условия жизни студента,
2. возможности к укреплению здоровья (финансовые, наличие времени) и связанная с ними соответствующая инфраструктура (спортивные сооружения, площадки, наличие спортивных секций и т.д.),
3. возможности периодической проверки показателей здоровья (в основном финансовые) и также соответствующая инфраструктура (медицинские учреждения, диагностические центры и т.д.),
4. общественное мнение и отношение общества к проблеме здоровьесбережения и здоровому образу жизни,
5. источники получения знаний и навыков по здоровьесбережению.
В данной совокупности к компетенции высшего учебного заведения можно отнести практически все элементы, особенно если учебное заведение представляет собой студенческий городок, где можно формировать и условия для здорового образа жизни студентов, и определенное мнение на уровне субкультуры данного учебного заведения о значимости здорового образа жизни. Значительным подспорьем могло бы быть и формирование в обществе в целом парадигмы стремления к укреплению и сбережению здоровья.
К внутренними элементами можно отнести:
1. конкретные личные показатели здоровья студента,
2. образ жизни и привычки,
3. мотивация студента к здоровому образу жизни,
4. знания о здоровье и навыки здоровьесбережения.
В данной совокупности возможно прямое воздействие высшего учебного заведения на такие элементы как образ жизни, мотивация студента, и, безусловно, знания и навыки в области здоровьесбережения.
Таким образом, представление объекта в целостности дает возможность с одной стороны определить элементы, на которые необходимо воздействие, а с другой стороны, видеть объект в комплексе для того чтобы не упустить из поля зрения важные элементы для воздействия.
Принцип сложности указывает на необходимость исследования объекта как сложного образования. Данный принцип сочетается с принципом целостности, отражая отдельные элементы системы, необходимые для изучения и воздействия.
Принцип цели предполагает формулирование цели исследования объекта. Стратегической целью исследования проблем здоровьесбережения студентов является формирование комплексного подхода к решению данной проблемы и достижение в качестве конечного результата определенного уровня здоровьесбережения учащейся молодежи. Тактические цели определяются по этапам реализации стратегической цели и являются краткосрочными в рамках движения к достижению конечного результата.
Кроме того, принцип цели конструктивен при соблюдении следующих условий:
1. формулирование цели должно включать количественную оценку степени ее достижения;
2. должен быть предусмотрен механизм мониторинга достижения цели [1, с.68].
Таким образом, в приложении к исследуемой проблеме, во-первых: совместно с органами здравоохранения должны быть определены критерии здоровья молодежи, включающие конкретные показатели (соотношение роста и веса, наличие хронических заболеваний, состояние сердечно-сосудистой системы, качество зрения и т.д.), во-вторых: разработан механизм мониторинга поэтапного достижения цели.
Принцип двойственности, вытекающий из принципа цели, означает рассмотрение системы как части системы более высокого уровня - в данном случае всего российского общества в целом. Как уже было отмечено выше, в настоящее время проблема здоровьесбережения и здорового образа жизни должна быть заявлена в рамках российского общества в целом и стать концепцией государственного уровня.
Принцип множественности требует представить описание объекта на множестве уровней: морфологическом, функциональном и информационном [1, с.70].
Морфологический уровень должен представить строение системы с достаточной степенью детализации по степени иерархии. Поэтому с данным принципом напрямую связан принцип иерархичности.
В рамках деятельности высшего учебного заведения возможна реализация воздействия на первичном уровне и уровне субкультуры высшего учебного заведения.
Функциональное описание представляет собой описание функций каждого элемента целостной системы. В данном случае можно кратко описать функции внешних и внутренних элементов системы, а именно:
- функции внешних элементов -
1. ВУЗ - образовательная, информационная функция и функция формирования навыков по здоровьесбережению и мнения в субкультуре о значимости здорового образа жизни;
2. другие источники информации - СМИ, специальная литература - информационная функция о здоровом образе жизни и необходимости здоровьесбережения;
3. инфраструктура спортивных сооружений - организационная функция по укреплению здоровья студентов;
4. инфраструктура медицинских учреждений - функция контроля за здоровьем, профилактики заболеваний и при необходимости, своевременного лечения.
- функции внутренних элементов -
1. показатели здоровья, образ жизни и привычки - это основные показатели функциональности студента, его способности к качественному образовательному процессу, освоению и усвоению знаний;
2. мотивация студента к здоровому образу жизни выполняет функцию либо своеобразного «активатора», либо, напротив, снижает интерес студента к данному аспекту;
3. знания о здоровом образе жизни и значимости здоровьесбережения непосредственно связаны с элементом мотивации и выполняют функцию формирования мотивации.
Информационное описание должно дать представление об организационных связях в рамках целостного объекта исследования. Следует отметить, что все внешние элементы напрямую влияют на внутренние элементы, а кроме того, внешние элементы системы - ВУЗ, инфраструктура спортивных сооружений, инфраструктура медицинских учреждений и субкультура взаимосвязаны между собой.
Принцип структуризации, предполагающий анализ элементов в их взаимосвязи, непосредственно связан с принципом множественности и целостности. Его конкретизация к исследуемой проблеме предполагает рассмотрение цепочек взаимосвязей, например, «ВУЗ-студент-знания о здоровом образе жизни», «ВУЗ-студент-мотивация к здоровьесбережению», «ВУЗ-возможности укрепления здоровья-студент» и т.д.
И, в завершение, принцип историзма предназначается для рассмотрения состояния исследуемого объекта в течение определенного периода. Он предполагает знания о предыдущем состоянии целостного объекта, выявление тенденций (позитивных или негативных) и прогнозирование поведения системы в будущем. Фактически, он является обобщающим и его осуществление невозможно без всех предыдущих принципов.
Прогнозирование состояния и поведения системы в будущем является необходимым условием эффективного ее функционирования и достижения намеченных показателей в результате совершенствования системы.
Таким образом, обязательным методологическим условием к исследованию проблем здоровьесбережения студентов, является системный подход, основанный на конкретных принципах, тесно взаимосвязанных между собой и составляющих логичную схему исследования целостного объекта по его отдельным элементам, во взаимосвязи и иерархии и т.д. Именно такой подход может обеспечить эффективность исследования и достижения позитивных результатов.
Список литературы
1. Блауберг И. В., Годин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.
2. Герчак Я.М. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования. Автореферат диссертации. Новокузнецк, 2007. 22 с.
3. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2001.
4. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.
5. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов. Научно-теоретический журнал «научные проблемы гуманитарных исследований», Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Пятигорск, 2008, с.12-22.
6. Тюмасева З.И., Зотов В.В. Эколого-валеологическая аттракция как фактор интеграции образования. http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061107113304.pdf
7. Большая Советская Энциклопедия, электронная версия, http://bse.sci-lib.com/article102642.html
Библиографическая ссылка
Э.В. Сукталиева СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 131-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26053 (дата обращения: 03.01.2025).