Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В.С. Елагина
миокард
численность кардиомиоцитов
репликативный резерв
доксорубицин
бетулоновая кислота и ее амид

Современное российское образование характеризуется противоречивыми тенденциями, которые требуют переосмысления содержания и технологии подготовки будущих учителей. Теоретический анализ научных работ, обращенных к проблемам педагогического образования, и нормативно-правовых документов показал, что в системе подготовки будущего учителя произошли серьезные изменения, связанные, прежде всего, с вхождением российского высшего образования в европейскую систему образования в рамках Болонского процесса.

Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования к качеству подготовки будущих учителей, формированию их готовности к педагогической деятельности в школе. Современный педагог должен быть профессионально эрудированным, обладать фундаментальными предметными знаниями, а также знаниями педагогики и психологии, в совершенстве владеть передовыми педагогическими методами и технологиями, нести осознанную личную ответственность за качество образования.

Изменения, происходящие в содержании и организации деятельности вуза, их инновационная направленность, тесно связаны с изменениями в теоретико-методологической и методико-технологической подготовке студентов. В настоящее время большое внимание уделяется компетентностному подходу, развитию профессионально-педагогической компетентности, ключевых компетенций студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе. Однако эти процессы в вузе носят стихийный характер, в то время как содержание подготовки профессионалов требует тщательного научного исследования, обоснования и разработки теоретических и методических основ становления и развития педагогической компетентности студентов.

Педагогическая компетентность вбирает в себя все аспекты педагогической деятельности учителя, которые обеспечивают накопление профессионально-педагогического опыта, приобретение профессионализма и мастерства.

Являясь интегральным показателем качества высшего образования, педагогическая компетентность определяется не только уровнем сформированности профессионально-педагогических знаний и умений, но и умением учителя мобилизовать имеющиеся знания, профессиональный и жизненный опыт в реальной педагогической деятельности, связанной с решением проблем воспитания и обучения учащихся.

Основная задача вузовского образования - научить студентов деятельности по решению педагогических, коммуникативных, дидактических задач, требующих интеграции знаний из разных дисциплин. В связи с этим в педагогической науке идет поиск новых подходов к организации образовательного процесса в вузе. По своим результатам образовательный процесс в вузе должен отвечать потребностям личности в профессиональном становлении, потребностям общества в гуманистически ориентированных педагогах, потребностям государства в педагогических кадрах, обладающих высоким уровнем педагогической компетентности, позволяющей им решать современные профессионально-педагогические задачи, ясно представлять инновационные преобразования, происходящие в школьном образовании.

Проблема профессионально-педагогической компетентности учителя рассматривается как одна из центральных в психолого-педагогических исследованиях, и в отечественной педагогике в настоящее время имеются определенные теоретические предпосылки подготовки профессионально компетентного учителя. Развитию педагогической компетентности будущего учителя во многом способствует содержание психолого-педагогических дисциплин, методы их изучения, характер взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе.

В литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам профессиональной подготовки будущего учителя, исследованию сущности и содержания понятий «компетентность», «компетенция», «компетентностно ориентированное обучение», обоснованию процесса формирования отдельных составляющих профессионально-педагогической компетентности.

В содержание этих понятий учеными и педагогами-практиками вкладывается разный смысл. Одни видят в нем реализацию личностно ориентированного подхода в обучении через организацию и предъявление учащимся учебного материала различного уровня трудности, приобретающего для них личностный смысл. Другие связывают его с процессами модернизации образования, широко охватившими образовательные учреждения всех видов, одним из направлений которой является обновление содержания образования, формирование ключевых компетенций на основе реализации компетентностного подхода в обучении.

Но, несмотря на существенный интерес ученых к формированию у будущих учителей ключевых компетенций, значительности результатов, полученных исследователями, проблема развития педагогической компетентности в вузе по-прежнему в достаточной степени не решена и остается актуальной.

В процессе практического решения данной проблемы нами были обнаружены следующие противоречия: между возросшими требованиями современного общества, предъявляемыми к учителям, и отсутствием общепризнанного понимания педагогической компетентности учителя как комплексного феномена, требующего специально организованного образовательного процесса в вузе, направленного на его формирование и развитие; между необходимостью совершенствовать образовательный процесс в педагогическом вузе, направленный на развитие педагогической компетентности студентов, и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических основ процесса становление и развитие педагогической компетентности будущих учителей, отражающих особенности и возможности его совершенствования.

Основными причинами возникновения этих противоречий, на наш взгляд, являются: во-первых, преобладание формального подхода к процессу становления и развития педагогической компетентности студентов, во-вторых, недостаточная разработанность содержательного и методико-технологического обеспечения процесса формирования педагогической компетентности будущих специалистов в условиях их профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяется: во-первых, модернизацией российского высшего образования, связанной с необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей; во-вторых, нереализованным потенциалом образовательного процесса педагогического вуза в подготовке компетентных учителей, способных эффективно осуществлять все виды педагогической деятельности в образовательном процессе школы; в-третьих, повышением требований к уровню педагогической компетентности учителей; в-четвертых, недостаточной разработанностью технолого-методического обеспечения образовательного процесса становления и развития педагогической компетентности будущих учителей.


Библиографическая ссылка

В.С. Елагина СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 113-115;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26046 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674