При нанесении покрытия на рабочие поверхности деталей подшипников качения в процессе совместной доработке в собранном виде, в области контакта возникают упругие напряжения, величина которых зависит от макро и микро геометрии обрабатываемых поверхностей, свойств материала покрытия и основы, от режимных факторов процесса нанесения. Одним из контролируемых параметров процесса является технологический угол α скрещивания осей вращения внутреннего и наружного колец подшипника.
Напряжения возникают из-за наличия смещения поверхностей колец подшипника, которые «сжимают» ролик. Определить величину смещения ∆d можно решив геометрическую задачу:
, (1)
где, l - длина ролика, DН - диаметр рабочей поверхности наружного кольца.
Величина ∆d является абсолютным смещением. Относительное будет определяться следующим образом:
, (2)
где, D - номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца, d - номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца.
Найдем напряжения, используя закон Гука, учитывая тот факт, что ролик в процессе нанесения контактирует одновременно с двумя рабочими поверхностями:
, (3)
где E - модуль Юнга материала основы.
Полученная зависимость справедлива только для начальной стадии нанесения. В процессе дальнейшей обработки образуется слой покрытия, и необходимо будет решать контактную задачу для упругого тела с мягким тонким покрытием.
Библиографическая ссылка
Пряхин И.В., Давиденко О.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ НАПРЯЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОНТАКТА ОТ УГЛА СКРЕЩИВАНИЯ ОСЕЙ ВРАЩЕНИЯ НАРУЖНОГО И ВНУТРЕННЕГО КОЛЕЦ ПОДШИПНИКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДОРАБОТКИ В СОБРАННОМ ВИДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10. – С. 102-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25873 (дата обращения: 21.11.2024).