Внедрение дистанционного обучения позволяет вовлечь в систему обучения большее число заинтересованных лиц. Внедрение в учебный процесс на очном и заочном отделениях элементов дистанционного обучения и апробация их уже в течение нескольких лет позволило предложить Красноярской железной дороги данную схему в организации учебного процесса подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала, служащих и рабочих, находящихся территориально непосредственно на рабочих местах.
В ОАО «Российские железные дороги» и в дочерних зависимых обществах действует отлаженная годами система оперативного и планового обучения и инструктажа по вопросам безопасности. Однако повышение интенсивности перевозочного процесса, ужесточение требований к качеству работы потребовало пересмотра системы обучения. Дистанционное обучение в отличие от традиционной системы обучения позволяет провести обучение быстрыми темпами и позволяет избежать перемещения персонала в центр обучения и тем самым получить выигрыш во времени, экономию затрат на транспорт и отвлечение персонала от работы. Институтом предложено при внедрении дистанционного обучения методологическое и практическое сопровождением системы, выводящей качество обучения и инструктажа на принципиально новый уровень.
Система представляет собой центральный сервер системы, на котором хранятся учебные материалы, а также ведется база данных по работникам и прохождению ими обучения и инструктажей. На местах размещаются подключенные в единую информационную сеть компьютеры, на которых устанавливается специальное программное обеспечение (ПО) - автоматизированное рабочее место (АРМ) «Тестирование». ПО позволяет производить предварительный инструктаж с одновременным тестированием, а также предрейсовое тестирование локомотивных бригад. Причём, бригада не допускается до предрейсового тестирования, если не пройдено предварительное ознакомление с материалами.
Принципиальное отличие разработки от предыдущих работ по дистанционному инструктажу по вопросам безопасности - это визуализация материала. В настоящее время принят инструктаж в виде «телеграмм», которые, как правило, представляют собой отчет по разбору того или иного случая брака в поездной работе. При этом, как и положено при разборе, описаны все детали происшествия, независимо от их важности и принципиальности. Создание видеоролика позволяет не только наглядно показать суть происшествия, но и избавить аудио-сопровождение от лишних деталей, интонациями голоса и визуальными спецэффектами акцентировать внимание на важных деталях.
Учебный видеоматериал включает в себя и тестирование, состоящее из нескольких вопросов с вариантами ответов. Тестируемому необходимо ответить на все (!) вопросы, суть которых в следующем:
- в чем суть происшествия;
- кто виноват;
- что было сделано неправильно, какие допущены нарушения;
- как надо было действовать.
В случае хотя бы одного неправильного ответа, тестируемый отсылается к исходному учебному материалу для повторного ознакомления. Таким образом, формальная роспись в журнале инструктажа заменяется на фактическую проверку усвоения материала. Следует отметить, что инструктаж осуществляется оперативно - перед поездкой бригады, и связан с безопасностью движения поездов или охраной труда. Поэтому к качеству и усвояемости материала предъявляются повышенные требования.
Предлагаемый АРМ работает совместно с сервером сообщений, АРМ «Нарядчик локомотивных бригад» и позволяет автоматически устанавливать допуск предрейсового инструктажа в журнале явок, фиксируя время его прохождения.
Работы выполняются в рамках стратегической задачи создания системы менеджмента качества в ОАО «Российские железные дороги».
Работа представлена на научную международную конференцию «Система менеджмента качества в образовании», 4-11 августа 2007 г., Италия (Сардиния). Поступила в редакцию 19.07.2007.
Библиографическая ссылка
Лакин И.К., Мороз Ж.М., Чмилев И.Е., Митрохин Ю.В. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 103-103;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25843 (дата обращения: 13.12.2024).