Каждая эпоха порождает свой тип образования, формулирует свои задачи учебных заведений и требования к личности. Историческое время определяет направленность и наполняемость пространства образования. Сегодня таким наполнителем образовательного пространства выступают ИКТ. Процесс их внедрения в систему образования революционен. Уже сегодня в мировоззренческом пространстве общества ИКТ доминируют в системе гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, так как ценность, обязательность и необходимость трансляции ее краеугольных принципов и положений не подвергается сомнению ни со стороны государственных институтов ни со стороны тех, кто занимается подготовкой специалиста ХХІ века, отвечающего требованиям развивающейся социальной и технической практики.
Именно статус ИКТ как стержневого комплекса дисциплин, связанных с производством, обработкой (включающей в себя процессы интеграции, уплотнения, упрощения, кодирования, скорости передачи), а также хранением информации, позволяет утверждать, что ИКТ, как интерактивная дисциплина, связующая гуманитарное, естественнонаучное и техническое знание глубоко влияет на процессы диверсификации и конвергенции в образовании. Диверсификация здесь понимается как глубокие коренные изменения в образовании, связанные с интеграцией научного знания, процессами его гуманизации и гуманитаризации, методологией приобретения знаний и использование их на практике, расширением и разнообразием объектов познания. Конвергенция понимается как процесс взаимодействия, взаимосвязи и взаимовлияния научных дисциплин на основе новой методологической культуры, связанной с трансляцией и усвоением знаний.
Диверсификация образования на основе ИКТ, требует необходимости концептуального объяснения их роли, что связано с фиксацией институционально-технических возможностей этого знания. Это позволяет расширить и скорректировать проблемное и смысловое поле ИКТ. Проблемное поле должно учитывать возможность обоснования ценностно-смысловых структур технической динамики, формулировку стратегических задач развития образования в языке технической интерпретации смысла и целей цивилизационного процесса. Смысловых акцентов в новой образовательной парадигме ХХІ века много, однако, есть и те детерминирующие, которые предполагают изменение инфраструктуры образовательного процесса, его внутреннего содержания, но, прежде всего ИКТ должны внедрять в сознание социума свою практическую значимость как интегрирующего типа знаний. Это означает, что современная система естественнонаучного, гуманитарного и технического знания должна будет развиваться, исходя из методологических основ ИКТ. Дело в том, что новая технология образования, базирующаяся на ИКТ, должна быть ориентирована, прежде всего, на личностное развитие специалиста, а не выступать в качестве защиты и усиления технократизма в мировоззренческом пространстве этого направления. Но как сделать, чтобы эта дисциплина была осознана сегодня будущим специалистом как одна из составляющих его плоти научного творчества, как ввести его в ситуацию научного поиска нестандартного типа мышления; как избежать вульгаризации и примитивности нового типа мышления, основанного на методологии ИКТ, как избежать метафизического понимания сущности процессов диверсификации и конвергенции в образовании? Здесь, прежде всего нужна новая концепция формирования методологической культуры специалиста, как меры идеального опосредования целесообразной деятельности.
Диверсификация и конвергенция образования наряду с ее информатизацией рассматриваются ЮНЕСКО как основа, платформа формирования нового мировоззренческого пространства специалиста, который характеризуется позитивным терпением и инакомыслию и моральной ответственностью за свои действия. В качестве стратегических задач диверсификации и конвергенции образования на основе ИКТ можно выделить следующие. Прежде всего, новое понимание бифуркационных состояний в развитии учебного процесса. Это позволит в процессе подготовки специалистов любого профиля широко использовать новинки ИКТ, поскольку ядром подготовки специалистов будут выступать последние. Внедрение этих технологий в учебные планы вузов позволяет определить новые перспективные направления развития теории и практики.
Уже сегодня становится ясным, что все инфраструктуры отраслей, среди которых культура и образование, туризм и охрана здоровья, транспорт и связь и другие - в своем развитии будут опираться на достижения информационной революции и использовать инфокоммуникационные средства и услуги в своей деятельности.
Интеграция телекоммуникационных и информационных структур приведет к появлению новых отраслей экономики, ускорит действие банковских, библиотечных, образовательных, медицинских и других услуг. Освоение передачи на расстояния аудио- и видеоинформации еще больше расширит спектр услуг в рамках инфокоммуникаций. В частности, сменяется структура распределения времени между рабочим временем и предоставленным на основе появления новой формы занятости - «теле-работы». Это работа без пространственной привязки специалиста, но с использованием телекоммуникационных каналов оперативного доступа.
Поскольку выше было отмечено о необходимости формирования новой методологической культуры, то она будут связана не только с процессами обработки передачи и хранения информации, но и с новыми формами личностных и профессиональных связей с помощью Интернета, проведения телеконференций в режиме диалога безличного присутствия.
Из других направлений влияния информационно-коммуникационных технологий на диверсификацию образования можно выделить создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ каждого человека, представителей разных специальностей к информационным ресурсам цивилизации как кладезям мудрости человечества. Это придает новое содержание процессам интеграции и экстериоризации научного знания. Это, во-первых.
Во-вторых, возникает реальная возможность использования средств информатики, новых информационных технологий, связанная с активным внедрением дистанционного образования на основе интерактивности оперативной обратной связи, традиционные способы общения дополняются компьютерным, телекоммуникационным, образованием обогащается новыми процессуальными умениями в области обработки информации.
В-третьих, сегодня на переломном этапе в подготовке специалистов назрела настоятельная необходимость введения в учебные планы ВУЗов дисциплин, которые раскрывают содержание инфокоммуникационных технологий не только как нового технического предмета, но и как методологического научного поиска, обогащающего общую методологию познания новыми неклассическими пока еще методами и формами научного познания, что, несомненно, будет способствовать в связи с последним формированию новой методологической культуры специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голуб Н.Н. Влияние ИКТ на процессы диверсификации и конвергенции в образовании. ОдНАС им. А.С. Попова, http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Philosophia/2_golub.doc.htm
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», 4-11 сентября 2007 г., Великобритания (Лондон, Оксфорд, Эдинбург). Поступила в редакцию 30.07.2007.
Библиографическая ссылка
Бабин А.И. ВЛИЯНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ДИВЕРСИФИКАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 50-51;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25805 (дата обращения: 10.12.2024).