Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Парахонский А.П. Венглинская Е.А.
В век бурных перемен и интеграции в мировую информационную среду необходимо усовершенствование современных методов и средств обучения. Очевидно, что очная форма обучения в массовом образовании малоэффективна, затратна по времени, несообразна по природе. Рассмотрены недостатки, которые присущи авторитарной модели обучения, порождаемой очной формой обучения. Это вербализм, приоритет преподавания над учением, прямое управление учением. Ведущей формой организации учебного процесса в очном обучении является лекционное занятие, эффективность усвоения учебной информации на которой весьма низка. Авторитарная модель обучения со всеми присущими ей недостатками присутствует там, где есть ораторствующий преподаватель и молчащие студенты. Это приводит к малоэффективному, информационному уровню образования и существенному торможению процесса модернизации высшего сестринского образования в ближайшем будущем. Показателем эффективности учебного процесса служит способ предъявления студентам учебной информации - или вербальный, где носителем информации является преподаватель, или опосредованный, где носителем информации является книга, CD-диск и т.п. В первом случае мы имеем авторитарную модель обучения со всеми ее недостатками, а во втором - личностно-ориентированную, где ведущей формой организации учебного процесса является самостоятельная работа студентов.

Перспектива существенного улучшения качества обучения по очной форме - применение дистанционных технологий в системе обучения. Дистанционное обучение - наиболее эффективная и перспективная форма обучения. В связи с развитием дистанционных технологий появилась потребность в разработке новых дидактических средств, мультимедийных обучающих курсов, тренажеров и тестирующих программ. Поэтому в сложившихся современных условиях широкое применение получили телекоммуникационные технологии, позволяющие обеспечить интерактивность дистанционного образования - способность и возможность осуществлять взаимодействие с преподавателем, консультантами и научными руководителями даже на дальнем расстоянии. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве, но в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Задача преподавателя - содействие лучшему усвоению учебной информации в форме индивидуальных консультаций, разъяснения для всех студентов проблемных вопросов в изучаемом материале, проведение различных видов непосредственного контроля усвоения учебного материала и т.п.

Нашей целью явилась разработка унифицированного учебного курса по дисциплине «Общая патология», содержащего как весь необходимый текстовый материал, так и мультимедийный вариант лекций. С помощью гипертекстовой структуры материала, представленного в учебном курсе и содержащего все необходимые ссылки на локальные и глобальные ресурсы, каждый студент сможет сам выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. А вариативность предъявления информации позволит воздействовать на все органы чувств человека и использовать все каналы восприятия, в процессе обучения даже вдали от преподавателя. При создании электронного учебника нами принималось во внимание необходимость представления информации в виде вербального и визуального рядов. Вербальный ряд содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты и выполнен так называемой «укороченной строкой», т.е. он должен полностью помещаться в поле зрения студента. Это создает такие условия для чтения, при которых взгляд не скользит по строке, а движется сверху вниз. Наиболее важные формулировки и правила даются в звуковой форме. Визуальный ряд содержит значительную по объему информацию, представленную в виде сюжетных динамических изображений, иллюстраций, схем и графиков.

Таким образом, электронный учебник позволяет студенту получить учебную информацию с комментариями, анимация уменьшает текстовой объем материала, что делает его более доступным для понимания. Комплекс имеет и контролирующие функции, что позволяет студенту самостоятельно оценить уровень своей подготовки при решении тестовых задач, приведенных в конце каждой лекции, и в случае необходимости внести коррективы для устранения пробелов в своей подготовке. Такой комплекс позволяет перейти от обязательного синхронного прохождения различных этапов обучения к асинхронной форме участия в учебном процессе, что делает процесс обучения более эффективным. Кроме того, данный учебный курс содержит тестовый контроль, с помощью которого будет проводиться количественно-качественная диагностика индивидуально достигнутого уровня усвоения знаний после изучения каждого раздела дисциплины. Выполненные таким образом компьютерные пособия могут не только размещаться на Web-серверах, но и передаваться учащимся на носителях или доставляться обучаемому для изучения с помощью электронной почты.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 71-72;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25615 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674