Перспектива существенного улучшения качества обучения по очной форме - применение дистанционных технологий в системе обучения. Дистанционное обучение - наиболее эффективная и перспективная форма обучения. В связи с развитием дистанционных технологий появилась потребность в разработке новых дидактических средств, мультимедийных обучающих курсов, тренажеров и тестирующих программ. Поэтому в сложившихся современных условиях широкое применение получили телекоммуникационные технологии, позволяющие обеспечить интерактивность дистанционного образования - способность и возможность осуществлять взаимодействие с преподавателем, консультантами и научными руководителями даже на дальнем расстоянии. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве, но в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Задача преподавателя - содействие лучшему усвоению учебной информации в форме индивидуальных консультаций, разъяснения для всех студентов проблемных вопросов в изучаемом материале, проведение различных видов непосредственного контроля усвоения учебного материала и т.п.
Нашей целью явилась разработка унифицированного учебного курса по дисциплине «Общая патология», содержащего как весь необходимый текстовый материал, так и мультимедийный вариант лекций. С помощью гипертекстовой структуры материала, представленного в учебном курсе и содержащего все необходимые ссылки на локальные и глобальные ресурсы, каждый студент сможет сам выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. А вариативность предъявления информации позволит воздействовать на все органы чувств человека и использовать все каналы восприятия, в процессе обучения даже вдали от преподавателя. При создании электронного учебника нами принималось во внимание необходимость представления информации в виде вербального и визуального рядов. Вербальный ряд содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты и выполнен так называемой «укороченной строкой», т.е. он должен полностью помещаться в поле зрения студента. Это создает такие условия для чтения, при которых взгляд не скользит по строке, а движется сверху вниз. Наиболее важные формулировки и правила даются в звуковой форме. Визуальный ряд содержит значительную по объему информацию, представленную в виде сюжетных динамических изображений, иллюстраций, схем и графиков.
Таким образом, электронный учебник позволяет студенту получить учебную информацию с комментариями, анимация уменьшает текстовой объем материала, что делает его более доступным для понимания. Комплекс имеет и контролирующие функции, что позволяет студенту самостоятельно оценить уровень своей подготовки при решении тестовых задач, приведенных в конце каждой лекции, и в случае необходимости внести коррективы для устранения пробелов в своей подготовке. Такой комплекс позволяет перейти от обязательного синхронного прохождения различных этапов обучения к асинхронной форме участия в учебном процессе, что делает процесс обучения более эффективным. Кроме того, данный учебный курс содержит тестовый контроль, с помощью которого будет проводиться количественно-качественная диагностика индивидуально достигнутого уровня усвоения знаний после изучения каждого раздела дисциплины. Выполненные таким образом компьютерные пособия могут не только размещаться на Web-серверах, но и передаваться учащимся на носителях или доставляться обучаемому для изучения с помощью электронной почты.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 71-72;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25615 (дата обращения: 21.11.2024).