Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕР ПО ВНЕДРЕНИЮ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС АГРАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ

Семчук Н.М. Рябичкина Г.В.
Принятие Болонского соглашения - важный фактор развития европейской, в том числе и российской, системы высшего профессионального образования. Меры, принимаемые для реализации Болонского соглашения в российских университетах - участие в формировании единого европейского образовательного пространства, внедрение многоуровневой подготовки, обеспечение качества образования, возможность расширения академической мобильности студентов и преподавателей, выстраивание студентом индивидуальной образовательной траектории - обеспечивают повышение конкурентноспособности российского профессионального образования на рынке образовательных услуг.

В Астраханском государственном университете (АГУ) ведется планомерная работа по реализации Болонского соглашения. Остановимся на описании опыта работы в этом направлении одного из факультетов университета - аграрного.

В 2006 году аграрный факультет АГУ вошел в консорциум университетов и стал координатором по реализации проекта ТЕМПУС SCM T 009 А06 «О дополнительных мерах по введению Болонского процесса и структурной перестройке высшего образования по биологическим и сельскохозяйственным наукам в университетах Северного Кавказа».

В состав консорциума вошли: университеты Евросоюза - Высшая аграрная школа Рене, Франция; Королевский университет Гента, Бельгия; Университет Перуджи, Италия; Университет прикладных наук Фрейзинга, Германия; Королевский ветеринарный и аграрный университет, Дания; университеты России - Астраханский государственный университет; Калмыцкий государственный университет; Ставропольский государственный аграрный университет; Горский государственный аграрный университет; Министерство сельского хозяйства Астраханской области; Министерство образования и науки Астраханской области.

Основной целью проекта является разработка и внедрение в образовательный процесс российских университетов-партнеров учебных планов в кредитной системе бакалавриата и магистратуры по направлению «Агрономия». Для достижения этой цели в проекте решаются следующие задачи:

  • Изучение опыта работы университетов стран Евросоюза по подготовке бакалавров и магистров по агрономии, по использованию системы кредитов в образовательном процессе
  • Разработка учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению «Агрономия»
  • Разработка и адаптация имеющихся учебных образовательных программ, обеспечивающих эти учебные планы
  • Разработка учебных пособий и методических материалов по разработанным учебным программам
  • Реализация бакалаврских и магистерских программ в образовательном процессе
  • Ознакомление с опытом работы по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Агрономия» заинтересованных вузов России

Достижение поставленной цели проекта позволит реализовать «Основные направления модернизации высшей школы России», что важно для интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство и, за счет этого, повышения привлекательности и конкурентноспособности университетов-партнеров.

Переход на двухуровневую подготовку бакалавр/магистр важен для уравнивания российских и общих степеней и дипломов, присуждаемых в двух или более странах Общеевропейского пространства высшего образования. Это позволит нашим выпускникам продолжить обучение или трудоустроиться в других странах, не проходя при этом тщательной проверки на профессиональную состоятельность. Это создание для наших студентов возможности учиться в Европе и быть изначально гражданином всей Европы.

Если наши образовательные услуги будут признаваться во всей Европе, университеты смогут привлекать для обучения и прохождения практики европейских студентов. Студенты, и российские, и из Европы, смогут получить образование дистанционным образом, никуда не выезжая, в странах, дипломы которых признаются в Европе.

В рамках проекта и разработки учебных планов бакалавр/магистр по кредитной системе будет реализована возможность выбора для студентов. Понятие выбора включает в себя не только выбор специальности, но и курсов, дисциплин и их последовательности. Студент станет в этой системе чрезвычайно ответственным лицом, имеющим право на выбор, имеющим право на ошибку, несущим ответственность за все плюсы и минусы.

Работа над проектом предполагает расширение контактов и связей преподавателей с коллегами вузов-партнеров. Предполагаемая мобильность студентов и преподавателей будет способствовать получению знаний и обмену опытом в других регионах или государствах, что является частью национальной и региональной образовательной политики.

Реализация проекта даст в рамках региона несомненный выигрыш в получении квалифицированных кадров, специализирующихся в течение всех лет обучения в университете на конкретной отрасли производства или сельского хозяйства. Если студент определил для себя область своих интересов, то предоставляемая возможность выбора учебных дисциплин будет способствовать получению и углублению знаний в интересуемой его области.

Несмотря на то, что вопросам развития агропромышленного комплекса отводится большое внимание, его обеспечение квалифицированными кадрами является на данный момент проблемой. Введение новой системы образования будет способствовать внедрению кадров разного уровня образования (бакалавр, специалист, магистр) в сельское хозяйство.

Результатами работы над проектом являются следующие.

1. Информирование о Болонском процессе широких университетских кругов региона, ответственных университетских работников и преподавателей.

2. Создание двух смешанных рабочих групп ЕС-РФ, работающих соответственно над структуризацией учебного курса и системой кредитов. Предусмотрено обучение этих групп на семинарах под руководством экспертов из ЕС, опирающихся на конкретные примеры.

3. Группа, работающая над структурой курса, в настоящее время разрабатывает проект учебного плана обучения применительно к условиям высшего образования РФ, рассмотрев 3 уровня, предусмотренных Болонским процессом (бакалавр, магистр, доктор), их цели; внутренние связи между уровнями бакалавра, профессионального магистра, магистра наук, доктора и их соответствие рынку труда; выдаваемые дипломы, их место на европейском уровне; возможность дополнительного образования с выдачей диплома (непрерывное образование, оценка профессиональных навыков).

4. Группа «система кредитов» изучает информацию о системе ECTS и её применении в ЕС для студенческой мобильности внутри страны и за границей; введёт систему кредитов на каждом факультете участников проекта и составит руководство по применению.

5. Распространение результатов среди университетов.


Библиографическая ссылка

Семчук Н.М., Рябичкина Г.В. О РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕР ПО ВНЕДРЕНИЮ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС АГРАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 52-53;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25597 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674