Ставя перед собой цель создания СМК на основе международных стандартов, гармонично встроенную в общую систему управления вуза, целесообразно начинать работы не с формирования пакета документов «под требования стандарта», а с осмысленного анализа существующего в организации механизма управления посредством анализа состава и содержания документации. Проведение анализа необходимо для определения того, насколько действующая система в ее структурном и содержательном аспектах отвечает требованиям ИСО 9001 и что необходимо изменить (дополнить), чтобы в полной мере отвечать этим требованиям (фрагмент анализа - табл. 1). При этом важно кардинально не изменять традиции управления, принятые в организации на основе требований различных заинтересованных сторон (государственных нормативных документов, руководства вуза, профессорско-преподавательского состава).
Разработанный методический подход к созданию системы менеджмента качества в рамках общей системы управления состоит в последовательном выполнении следующих этапов, показанных на методическом примере:
- Позиционирование требований стандарта ИСО 9001:2000 в структуре общей системы управления в разрезе всех ее элементов (табл. 2);
Таблица 1.
Пункт ИСО 9001 |
Наименование и обозначение документа по действующей в вузе номенклатуре |
Соответствие ИСО 9001 |
Требования ИСО 9001, не охватываемые представленными документами |
7 Процессы жизненного цикла продукции |
|||
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции |
О1-О2,О4-О9, У1, У7, П7, Устав вуза, Учебный план, Программы дисциплин (практик, гос.экзамена), Квалификационная характеристика выпускника, Правила внутреннего распорядка, Планы работ подразделений вуза |
50 % |
Установление целей в области качества, потребности в разработке процессов, документов, деятельности по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции |
Таблица 2. Структурирование требований МС ИСО 9001:2000 в рамках модели системы менеджмента качества вуза
Объекты управления |
Функции и уровни управления |
|||||||||||
Планирование |
Организация |
Контроль и анализ |
Улучшение |
|||||||||
Высший |
Средний |
Низовой |
Высший |
Средний |
Низовой |
Высший |
Средний |
Низовой |
Высший |
Средний |
Низовой |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Качество подготовки специалистов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8.4 |
8.2 8.4 |
8.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Учебный процесс |
5.2 5.4 |
7.1 7.4 7.5 7.6 8.1 8.2 |
7.1 7.3 7.5 7.6 8.2 |
5.1 5.2 5.3
|
7.4 7.5 7.6 8.2 |
7.3 7.5 7.6 8.2 |
5.6 |
7.5 7.6 8.2 8.4 |
7.3 7.5 7.6 8.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Профессорско-преподавательский состав, в т.ч. УВП |
5.4 6.2 |
5.4 6.2 |
5.4 6.2 |
5.5 6.2 |
6.2 |
6.2 |
5.6 |
6.2 8.4 |
6.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Учебно-лабораторная база |
5.4 |
5.4 6.3 7.4 |
5.4 6.3 |
- |
6.3 7.4 |
6.3 |
5.6 |
6.3 8.4 |
6.3 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Материально-техническая база
|
5.4 |
5.4 6.3 7.4 |
5.4 6.3 |
- |
6.3 7.4 |
6.3 |
5.6 |
6.3 8.4 |
6.3 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Информационное обеспечение, в т.ч. программное обеспечение |
5.4 |
5.4 6.3 7.4 7.6 |
5.4 6.3 7.6 |
- |
6.3 7.4 7.6 |
6.3 7.6
|
5.6 |
6.3 7.6 8.4 |
6.3 7.6 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Библиотечное обе6спечение |
5.4 |
5.4 6.3 7.4 7.6 |
5.4 6.3 7.6 |
- |
6.3 7.4 7.6 |
6.3 7.6
|
5.6 |
6.3 7.6 8.4 |
6.3 7.6 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Научно-исследовательская работа, в т.ч. НИРС |
5.4 |
5.4 6.4 |
5.4 6.4 |
- |
6.4 |
6.4 |
5.6 |
6.4 8.4 |
6.4 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Инновационная работа |
5.4 |
5.4 6.4 |
5.4 6.4 |
- |
6.4 |
6.4 |
5.6 |
6.4 8.4 |
6.4 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Учебно-методическая работа |
5.4 |
5.4 6.4 |
5.4 6.4 |
- |
6.4 |
6.4 |
5.6 |
6.4 8.4 |
6.4 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Воспитательная работа |
5.4 |
5.4 6.4 |
5.4 6.4 |
- |
6.4 |
6.4 |
5.6 |
6.4 8.4 |
6.4 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Социально-бытовые условия |
5.4 |
5.4 6.4 |
5.4 6.4 |
- |
6.4 |
6.4 |
5.6 |
6.4 8.4 |
6.4 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Профориентационная работа |
5.2 5.4 |
5.4 7.2 7.5 |
5.4 7.2 7.5 |
5.2 5.5 |
7.2 7.5 |
7.2 7.5 |
5.6 |
7.2 7.5 8.4 |
7.2 7.5 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Работа с выпускниками |
5.2 5.4 |
5.4 7.2 7.5 |
5.4 7.2 7.5 |
5.2 5.5 |
7.2 7.5 |
7.2 7.5 |
5.6 |
7.2 7.5 8.2 8.4 |
7.2 7.5 8.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Международное сотрудничество |
5.2 5.4 |
5.4 7.2 |
5.4 7.2 |
5.2 5.5 |
7.2 |
7.2 |
5.6 |
7.2 8.4 |
7.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Взаимодействие с государством, работодателями и общественными организациями |
5.2 5.4 |
5.4 7.2 |
5.4 7.2 |
5.2 5.5 |
7.2 |
7.2 |
5.6 |
7.2 8.2 8.4 |
7.2 8.2 8.4 |
8.5 |
8.3 8.5 |
8.3 8.5 |
Таблица 3. Структура Руководства по качеству вуза (фрагмент)
Разделы и пункты ИСО 9001 |
Внешние нормативные документы |
Внутренние документы |
Записи |
||||||||||
Положение |
Должностные инструкции |
Документированные процедуры по отдельным процессам |
Методологические инструкции |
Планы, задания, графики |
Организационно-распорядительные документы |
Другие |
Отчеты |
Регистрационные и контрольные журналы |
Акты, протоколы |
Другие |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
7 Процессы жизненного цикла продукции |
|||||||||||||
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции |
У1, У7, П7 |
Положения о подразделениях |
Должностные инструкции персонала |
СТО ТГЭУ-008, СТО ТГЭУ-019, СТО ТГЭУ-021 |
Правила внутреннего распорядка |
График учебного процесса, планы работ подразделений, преподавателей, расчет штатов, программы дисциплин (практик, гос. экзамена) |
Устав вуза |
|
|
|
Протоколы заседаний советов кафедр, институтов, УМС, Ученого совета |
|
|
7.3 Проектирование и разработка |
|
Положения о подразделениях |
Должностные инструкции персонала |
СТО ТГЭУ-007, СТО ТГЭУ-013 |
|
Учебный план, квалификационная характеристика выпускника |
Устав вуза |
|
|
|
Протоколы заседаний советов кафедр, институтов, УМС, Ученого совета |
|
|
* - Обозначение документов в соответствии с принятой в вузе номенклатуре.
- Идентификация перечня основных и вспомогательных процессов, отражающих конкретизацию некоторых объектов управления (процессы, ресурсы, условия) с позиций требований ИСО 9001. При этом целесообразно указывать процессы, требования к управлению которыми должны быть регламентированы документами, как правило, не используемыми в традиционной практике управления и требующими разработки при создании СМК;
- Разработка модели взаимодействия процессов в СМК;
- Формирование Руководства по качеству вуза.
Из представленного перечня этапов создания СМК пояснения требует последний.
Как известно, основным документом и общим путеводителем по СМК является Руководство по качеству (РК). В имеющихся рекомендациях по составлению РК его структура должна соответствовать структуре ИСО 9001:2000. РК должно непосредственно включать в себя описанные доказательства выполнения требований стандарта к СМК или содержать ссылки на применяемые (традиционные или вновь разработанные) в системе управления процедуры, которые могут оформляться в виде отдельных документов организации. В предлагаемом варианте содержание Руководства по качеству включает в себя, в первую очередь, ссылки на уже действующие в вузе управляющие документы, а также разработанные дополнительно в рамках создания СМК процедуры и, лишь в случае необходимости, в него могут вноситься дополнительные пояснения (фрагмент структуры РК вуза - табл.3). Такое Руководство по качеству может в полной мере считаться «паспортом» системы менеджмента качества, легко понимаемым как персоналом вузов, так и аудиторами при сертификации.
В результате реализации предлагаемого подхода к созданию СМК, и ее зеркала - Руководства по качеству, разработанная система органично «вписывается» в структуру действующей системы управления вузом. Это осуществляется посредством гармонизации как самих управляющих действий, предпринимаемых в общей системе и ее подсистеме (СМК) в отношении всех объектов, так и документации, регламентирующей эти действия.
Библиографическая ссылка
Виноградова Е.В., Гаффорова Е.Б. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА С ОБЩЕЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 43-47;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25590 (дата обращения: 12.12.2024).