Отмечая интенсивное развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях на принципиально новой информационно-технологической и дидактической основе: появление новых подходов, средств и методов в техническом оснащении учебного пространства как информационно-образовательной среды, снимающей пространственные и временные ограничения, развитие интерактивных педагогических технологий, технологий e-learning, возникновение медиа-культуры, влияние hi-tech на учебно-воспитательный процесс, отмечаются глобальные тенденции развития и применении ИКТ в образовательном процессе:
- Нарастающая динамика развития аудиовизуальных, информационно-коммуникационных технологий в мировом образовательном пространстве и в образовательном пространстве Российской Федерации, освоение которых является одним из существенных факторов модернизации, диверсификации и конвергенции национальных образовательных систем.
- Возникновение и успешное развитие в мировом, в том числе и российском, образовательном сообществе целого ряда направлений информационной педагогики, объединяющей современные достижения научно-технического прогресса в области ИКТ, результаты психолого-педагогической мысли и передовые гуманотворческие идеи.
- Высокий потенциал интеграции отечественного и международного опыта образовательных и научно-образовательных учреждений, ведущих компаний, работающих в области инфокоммуникационных технологий и связи, в решении актуальной проблемы повышения качества образования и качества услуг ИКТ (QoS).
Приоритетными направлениями внедрения ИКТ в образовании на период до 2010 года следует определять:
- Совершенствование нормативно-правовой базы в области создания и использования электронных ресурсов в сфере образования, поддержки системы дистанционного обучения, непрерывного образования и обеспечения информационной безопасности, систем ограничения доступа.
- Разработка и создание образовательного контента на основе современных информационных и инфокоммуникационных технологий. Применение программно-технических решений организации системы ограничения доступа к информации глобальной сети.
- Наращивание информационно-технологической и технической базы обеспечения качественного использования мультимедийного интерактивного оборудования в образовательном и управленческом процессах, мультисервисных услуг ИКТ.
- Развертывание научно-педагогических и экспериментальных исследований в области внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс, мониторинг влияния интерактивных технологий на качество образования, прогнозирование его развития.
- Совершенствование системы мер, снижающих отрицательное воздействие современных технических средств на здоровье обучающихся и работников системы образования.
Первоочередные задачи внедрения аудиовизуальных, информационных и коммуникационных технологий ИКТ в образовании:
- Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети региональных ресурсных информационных центров, Интернет-центров на базе государственных университетов.
- Создание системы разработки, апробации и внедрения в учебный процесс аудиовизуального образовательного контента, модернизация содержания образования, форм организации учебно-воспитательной деятельности за счет использования средств ИКТ винновационных педагогических практиках.
- Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского корпуса начальной, общеобразовательной и профессиональной школы в области современных информационно-коммуникационных технологий.
- Обеспечение высокоскоростными линиями доступа к информационным образовательным ресурсам Интернета на основе технологии MPLS/VPN, IP-телефонии, Visat-технологий спутниковых мультисервисных сетей, сетей широкополосного беспроводного доступа технологий Wi-Fi и WiMax.
- Разработка и внедрение локальных сетей Интернет, информационные Вебсайты, вэбквесты, чаты, телеконференции, региональные Общеобразовательные Сети передачи данных в образовательных учреждениях и группах образовательных учреждений с целью создания общеинформационного пространства школ и использования возможностей дистанционного образования.
- Разработка и внедрение Комплексной информационной системы управления и мониторинга качества учебного процесса. Автоматизация процессов управления обучением и образованием на базе ИКТ в регионе, внедрение инновационных образовательных разработок.
Рекомендовать в части внедрения ИКТ в образовании:
- Расширять международное сотрудничество в области создания цифровых образовательных ресурсов нового поколения.
- Создать постоянно действующий межведомственный совет по распространению передового опыта в области разработки и применения инфокоммуникационных технологий в образовании. Включить в его состав представителей органов государственной власти, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и ведущих IT-компаний.
- Органам управления образованием, ведущим вузам интенсифицировать работу по развитию контента единой информационной образовательной сети на основе современных технологических достижений в области мультимедийных и интерактивных средств, по созданию единого банка интерактивных электронных ресурсов.
- Одобрить и поддержать инициативу ведущих российских вузов по разработке методологии информационно-педагогических интерактивных систем и соответствующих педагогических технологий.
- Продолжить работу по модернизации методической службы общего образования РТ на базе сети межшкольных методических центров.
- Создавать областные Центры новых информационных технологий (ЦНИТ), региональные Центры информатизации образования на базе ведущих ВУЗов (IСT), членов Ассоциации технических университетов.
Библиографическая ссылка
Бабин А.И. ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 42-43;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25589 (дата обращения: 21.11.2024).