Главным направлением решения проблемы экологической безопасности следует считать экологизацию нефтехимических производств, в частности обеспечение высокого качества целевых продуктов. Так, дизельное топливо должно удовлетворять возросшим экологическим требованиям по содержанию вредных компонентов. Кроме того, оздоровлению окружающей среды способствуют также конструктивное совершенствование и экологизация мобильной техники. Применительно к автотранспорту это означает дизелизацию, т.е. преимущественное использование дизелей по сравнению с бензиновыми автомобилями.
Выхлопные газы автомобилей с дизельными двигателями содержат оксиды углерода, серы, азота, сажу, углеводороды и канцерогенные полициклические углеводороды. При сгорании топлива, содержащего примеси серы, образуется преимущественно двуокись серы. При содержании зольных элементов (например, металлосодержащие присадки) часть серы переходит в сульфаты и выбрасывается в виде твердых частиц. Диоксид серы раздражает органы дыхания, участвует в образовании кислотных дождей, в процессах коррозии, разрушает каталитические нейтрализаторы.
Рост загрязнения окружающей среды от автомобильного транспорта и рост численности автопарка явились причиной ужесточения требований к качественным экологическим характеристикам продукции нефтеперерабатывающей промышленности.
В России вырабатывается более 40 млн. т/год дизельного топлива. Дизельные топлива в России до настоящего времени выпускались по ГОСТ 305-82, ГОСТ Р 52368-2005 и по различным техническим условиям (ТУ). Сравнение основных экологических показателей качества отечественных дизельных топлив по перечисленным стандартам показывает резкое ужесточение требований дизельного топлива по показателю «массовая доля серы». Так, по ГОСТ 305-82 массовая доля серы должна быть не более 0,2% масс., по ГОСТ Р 52368-2005, соответствующему европейской нормали ЕН 590:2004, этот показатель ужесточен до 0,035% масс., а перспективное его значение к 2020 г. по принятой Экспертным советом Министерства энергетики России программе "О стратегии развития нефтеперерабатывающей промышленности до 2020 г." не должно превышать 0,005% масс.
5 сентября 2008 г. вступил в силу Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Требования к характеристикам дизельного топлива по Техническому регламенту по показателю «массовая доля серы» ужесточены еще в 35 раз по сравнению с требованиями ГОСТ Р 52368-2005 и составляют для класса 5 не более 0,001% масс.
Улучшение экологических характеристик в значительной степени снизит расход топлива и приведёт к уменьшению количества токсичных соединений в выхлопных газах. С другой стороны, ужесточение стандартов неминуемо усложнит процесс получения топлива и повысит его стоимость.
Изменение содержания серы в дизельном топливе с 1 до 0,5% уменьшает эксплуатационные расходы у потребителей на 90 руб./т, последующее снижение с 0,5 до 0,1% - всего на 27 руб./т, а доведение его с 0,1% до фактического отсутствия дает уже ничтожную экономию. В силу зависимости для полного удаления серы требуются бесконечно большие расходы.
Проведенный анализ экологических показателей отечественных дизельных топлив с экономическими затратами на достижение этих показателей свидетельствует о необходимости разработки государственных определяющих документов и рычагов воздействия. Государственная политика должна дать возможность предприятиям вырабатывать конкурентоспособные зарубежным экологически чистые дизельные топлива с соответствующими экономическими показателями и рентабельностью производства.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 11-13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 04.05.2010.
Библиографическая ссылка
А.А. Калашникова, Ю.П. Ясьян, Л.И. Калашникова ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 152-153;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25326 (дата обращения: 21.11.2024).