Наиболее важными задачами, решаемыми в гуманистическом аспекте современной философии образования, являются задачи осмысления ее функциональных оснований, содержащих интегрирующую, критическую, генерирующую, прогностическую функции.
Гуманистический аспект интегрирующей функции философии образования состоит в формировании целостного мировоззрения индивида, развития его интеллектуальной способности к формированию целостного знания, позволяющих направить образование на гуманистическую цель развития целостной личности. В контексте формирования сознания философия образования содержит в себе мировоззренческую, в том числе методологическую, функции. Интегрирующая функция философии закладывает основу мировоззренческой функции, формирование которой согласуется с культурно-историческим фоном эпохи. В результате мировоззренчески подготовленное сознание становится способным согласовывать сознающего себя человека с окружающей его реальностью: обществом и природой.
Гуманистический аспект критической функции философии образования задается ее рефлексивным характером. Критическая функция направлена на категориальный аппарат формирующейся философии образования, который находится в состоянии формирования, осмысления, уточнения. Критическая функция направлена на основания гуманистической философии образования - это функция обновления теории, поступательного движения познания на основе критического осмысления имеющихся знаний теории и практики образования.
Субъект образовательной деятельности - изменяющийся, развивающийся человек, постоянно находящийся в процессе своего формирования, развития. Для того, чтобы философия образования выполняла генерирующую функцию необходимы методологические принципы, позволяющие описывать процессы становления, развития и эволюции. Гуманистический аспект данной функции проявляется при осмыслении процесса творческого становления личности.
Прогностическая функция философии образования действует в контексте принципа историзма в познании и имеет гуманистический характер, так как отражает проективно-рефлексирующий характер мышления человека. В современной философии образования становится возможным осмысление того, насколько эффективно осуществляется образование человека в контексте культуры, т. е. насколько образование в процессе трансляции от поколения к поколению сохраняет человекосоразмерность культуры. В связи с этим возможно как предельно широкое осмысление гуманистических оснований культуры, так и создание новых мировоззренческих и образовательных ориентаций социума.
В динамичных условиях научно-технического информационного общества философия образования играет методологическую роль, что проявляется в ее основаниях, функционально направленных на образование целостной творческой личности.
Библиографическая ссылка
А.Я. Кузнецова ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 85-86;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25290 (дата обращения: 21.11.2024).