Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Т.П. Варламова
Присоединение России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. Важным их направлением стало достижение общеевропейских ориентиров развития образовательных систем, отвечающих целям интернационализации и создания общего Европейского пространства высшего образования. Одним из основных направлений действия стран-участниц Болонского процесса является использование кредитной системы EXTS, которая должна стать общим базисом для национальных кредитных систем, в том числе, и для российской кредитной системы.

Система зачетных единиц как инновационная форма измерения трудоемкости учебной работы предъявляет новые для российского высшего образования требования к организации всех аспектов учебного процесса в вузе: стандартам учебных дисциплин, учебным планам и программам, системе оценивания знаний, уровню освоения студентами образовательных программ, нагрузке преподавателя, экономике учебного процесса и т.д.

Целевые установки на подготовку будущих специалистов в индивидуально-ориентирован-ном учебном процессе на основе системы зачетных единиц заданы в Концепции модернизации российского образования и определены на основе принятого в ней компетентностного подхода к качеству подготовки студентов как к результату образования. Одним из ключевых элементов системы зачетных единиц является стимулирующая бально-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее с точки зрения компетентностного подхода в обучении.

Использование в учебном процессе бально-рейтинговой системы оценивания - не только новый подход к оценке знаний и умений студентов. Новая система стимулирующего оценивания должна сформировать у студентов активную способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, компонентами которой являются: учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и самоконтроля, самооценка своей деятельности, рефлексия собственной деятельности. А также сформировать ценностные ориентации - важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного, сложившаяся совокупность которых обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, является важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.

Процесс использования стимулирующей бально-рейтинговой системы оценки учебно-познавательной деятельности должен сочетаться с эффективным педагогическим менеджментом на уровне субъектно-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин, основанном на специальных методиках формирования ключевых компетентностей, из которых складывается профессиональная компетентность будущих специалистов. Рассмотрим некоторые аспекты таких «компетентностных» методик, то есть методик, позволяющих формировать ключевые компетентности в процессе изучения учебных дисциплин в вузе.

Формирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения учебных дисциплин направлено на достижение следующих, одинаково значимых для развития личности, целей [1]:

  • сформировать у студентов вуза объем знаний, необходимый для дальнейшего обучения; сформировать у студентов умения использовать полученные знания в решении предметных и надпредметных задач;
  • сформировать готовность к мотивированной учебной деятельности, в том числе, и самостоятельной, ее оценке;
  • сформировать умение соотносить предложенную норму деятельности с актуальным уровнем способностей и системой личных ценностей;
  • сформировать ценностное отношение студентов к полученным знаниям, умениям, личностным качествам и опыту собственной деятельности;
  • сформировать у студентов способность к продолжению образования и ценностное отношение к обучению в течение всей жизни.

Для реализации этих целей должны быть созданы специальные дидактические условия, определяющиеся деятельностным подходом к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов и комплексом целей развивающего обучения, его требований к отбору содержания, методов и организационных форм обучения в деятельности [3]:

  • уточнение целей учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения учебных дисциплин, ориентация на развитие творческого мышления и личностных качеств студентов;
  • уточнение и постоянное развитие программ и содержания образования учебных дисциплин на основе действующих стандартов и выше описанных целей;
  • включение в деятельность, формирование внутренних мотивов учебной деятельности, формирование самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов и ее самооценки;
  • использование специального комплекса методов и форм обучения, специального комплекса предметных задач, способствующих формированию ценностного отношения студентов к знаниям, умениям, опыту собственной учебно-познавательной деятельности.

Результатом стимулирующей бально-рейтинговой системы оценивания знаний при таких условиях должна быть сформированная мотивированная активная позиция студентов в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью во внеаудиторное время.

Выше сформулированные дидактические условия позволили нам однозначно определить следующие основные принципы эффективного использования стимулирующей бально-рейтинговой системы оценивания знаний студентов в процессе изучения учебных дисциплин [2].

  • Принцип соответствия целям профессиональной подготовки студентов вуза предполагает, что цели эффективного использования стимулирующей бально-рейтинговой системы оценивания знаний студентов в процессе изучения учебных дисциплин должны соответствовать целям профессиональной подготовки студентов вуза, принятым в действующих стандартах высшего профессионального образования, и программах, разработанных на их основе.
  • Принцип открытости. Наличие четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение. Студенты должны иметь свободный доступ (в библиотеке, читальном зале или на университетском сайте) к стандартам, программе по предмету, технологической карте. По каждому модулю в технологической карте должны быть аргументированы критерии выставления минимального и максимального количества балов. Объективный взаимно контроль, обеспечивающий предсказуемость оценок студентов.
  • Принцип непрерывности и комфортности означает организацию учебного процесса в аудитории и во внеаудиторное время, при котором результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе. Непрерывное, оперативное, объективное, полное, точное и постоянное оценивание с учетом индивидуальных особенностей студентов; справедливое отношение к студентам.
  • Принцип активизации самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов. Формирование у студентов в процессе изучения учебных дисциплин способности, готовности и прочного навыка контролировать и оценивать свою деятельность в аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работе.
  • Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в аудиторной и вне аудиторной учебной деятельности студентов, приобретение ими собственного опыта научно-исследовательской деятельности.
  • Принцип обеспечения ценностно-оценочной деятельности. Обучение умению соотносить предложенный алгоритм деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей; постоянное погружение студента в ситуацию выбора, формирование способности к перебору возможных вариантов, их оцениванию и выбору оптимального варианта решения; формирование положительных потребностей, мотивов и ценностной направленности личности.

Опыт использования «компетентностной» методики в процессе изучения математических дисциплин в вузе, некоторые аспекты которой изложены выше, позволяет констатировать, что непрерывное оценивание учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин на основе стимулирующей бально-рейтинговой системы способствует формированию у студентов мотивированной активной позиции в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью на учебных занятиях и во внеаудиторное время.

Список литературы

  1. Варламова Т.П. Компетентностный подход как условие развития математических способностей и успешного обучения [Текст]: Сахалинское образование XXI век. № 3.- Южно-Сахалинск: «СОИПиПК». - 2006 г. - С. 8 - 18.
  2. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности в процессе обучения математике [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006 г. - 195 с.
  3. Варламова, Т.П. Элементы методики формирования логической компетентности студентов университета в процессе обучения математике [Текст]: Современные наукоемкие технологии. № 4. . - 2010. - С. 234 - 242.

Библиографическая ссылка

Т.П. Варламова ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 53-56;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25272 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674