Современный этап развития цивилизации привел, с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой - к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Типы социальных, технологических, экономических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от человека быстрой адаптации в жизни и деятельности. Все эти нагрузки являются для него большим испытанием. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства - вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков.
Подобное состояние физического и психического здоровья - не только результат длительного неблагоприятного социально-экономических и экологических факторов, но и ряда факторов, таких как:
- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- массовая безграмотность в вопросах сохранения здоровых детей;
- пробелы в существующей системе физического воспитания[1].
Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья молодежи не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы и технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики, эти же проблемы волнуют и педагогов осуществляющих учебно-воспитательный процесс.
Образование в высшей школе является одним из наиболее эффективных и обещающих инструментов, позволяющих научить людей тому, как навести мосты через пропасть и как подготовиться к решению настоящих и будущих проблем.
На наш взгляд, существует ряд проблем в решение задач формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ:
- нормативно-организационные (отсутствие современных требований к образованию в области здоровья в ГОС);
- экономические (отсутствие необходимого финансового обеспечения);
- кадровые (отсутствие системы подготовки преподавателей ВУЗа по данному направлению);
- психологические (низкий стартовый уровень мотивации студентов на ЗОЖ);
- отсутствие компьютерного мониторинга образа жизни и здоровья студентов;
- отсутствие системы охраны здоровья субъектов образования в ВУЗе;
- в числе субъективных проблем можно выделить низкую стартовую образованность студентов ВУЗа в области здоровья, а также несовершенство требований к содержанию и организации учебного процесса по данному разделу в структуре профессиональной подготовки будущего специалиста.
Многими авторами отмечаются, высокие показатели заболеваемости студентов первых курсов, а так же за период обучения в ВУЗе число лиц с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями возрастает (Л.И. Носова, В.И. Маловичко, А.И. Бурханов, 1990; Н.Ю. Васильев, Э.А. Лазарева, 1999; Л.Г. Стамова, О.Н. Пучнина, 2002). Это объяснить можно тем, что на момент зачисления в ВУЗ резко изменяется образ жизни молодого человека и сопровождается выраженной мобилизацией организма, поэтому и неудивительно, что многие авторы отмечают высокие показатели заболеваемости студентов первых курсов. В связи с этим настойчивее встает вопрос о необходимости построения всего образования на основе воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь. По мнению Н.Н. Моисеева, система «Учитель» (включающая в себя всю лестницу образования - университеты, школу, дошкольное, семейное воспитание и образование) в нынешних условиях приобретает в наших общих судьбах совершенное особое значение.
Нами были проанализированы учебные программы, методические пособия, где мы пришли к выводу, что в них полностью отсутствует система подготовки формирование культуры здоровья студента, воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь, как будущего профессионала.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что современная система высшего образования не обеспечивает в должной мере педагогические условия, необходимые для эффективного формирования эколого-валеологичекой культуры будущих специалистов. Одной из проблем, в качественной подготовке студентов к работе по охране здоровья, является научная не разработанность требований к системе формирования у студентов ВУЗа готовности к реализации ЗОЖ.
Одной из ведущих проблем формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ является воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь. И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова (1998) рассматривая систему ценностей у студентов ВУЗов, указывают, что респонденты относят «здоровье» к ценностям жизненного «я». Однако фактически в большинстве анализируемых ими ценностных ориентаций здоровье присутствует либо как предпосылка, составляющая часть, либо как условие таких ценностей как жизнь, семья, труд, добро, чувства.
Можно выделить основные задачи, посредством решения которых достигается формирование у студентов готовности к реализации ЗОЖ. Во-первых, это коррекция образа жизни и здоровья студента как индивида юношеского возраста, с присущим ему анатомо-физиологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска. Во-вторых, это формирование культуры здоровья студента, как будущего профессионала, который, в независимости от занимаемой им должности в будущем, должен быть носителем эталона здорового образа жизни для своих коллег, а возможно и подчиненных, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности. В-третьих, формирование понимания зависимости здоровья от состояния окружающей природной, социальной среды, образа жизни. В-четвертых, охрана здоровья студентов и преподавателей, как субъектов образовательного процесса, испытывающих комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, информационного, проксимического, биомеханического и социального характера.
Мы считаем, что одной из важных задач, решаемой в процессе формирования готовности студентов к реализации основ эколого-валеологической культуры, является профессорско-преподавательский состав, его компетентность в вопросах здравотворчества. Системообразующим фактором здесь является мастерство педагога по созданию условий для развития направленности студента на здоровьесберегающее поведение.
К.Г. Юнг (1994) рассуждая о становлении личности, указывал, что педагоги, призванные воспитывать личность, должны быть сами воспитаны, и являться личностями. Но в большинстве случаев, подчеркивает К.Г. Юнг, педагоги сами получают дефектное образование и воспитание, хотя закончившие учебу априорно считаются воспитанными. Это положение является наиболее важным для педагогов, работающих в здравотворческом направлении. Применительно к формированию у студентов готовности к реализации основ эколого-валеологической культуры, а именно к реализации ЗОЖ, актуально звучит мысль К.Д. Ушинского (1950) о том, что программы и методы воспитания только тогда будут иметь силу в действительности, если они перейдут в убеждение воспитателя. Педагог, обучающий вопросам экологи души, валеологии, должен быть воплощением преподаваемых эталонов, иначе, задачи воспитания и формирования эколого-валеологической культуры не только не решаются, но и может возникнуть обратный эффект.
Учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения, направлен на формирование студента не только профессионала своей области, который действует и руководствуется узкопрофессиональной логикой, а профессионала, укорененного в общечеловеческой культуре, обладающего лучшими человеческими качествами (высоким уровнем креативности, добротой, личной ответственностью к своему здоровью, к природе, к окружающим людям, способный к рефлексии и интроспекции и). Таким образом, наряду с профессиональным обучением и ростом, должно уделяться внимание воспитанию у студентов чувства ответственности за свое здоровье, в первую очередь, перед самим собой, а также перед обществом в целом. Необходимо помнить о том, что здоровье человека - это взаимосвязь и гармоничность трех компонентов - физического, психического и нравственного, и именно это единство помогает сформировать личность с высоким интеллектуальным, физическим и духовным потенциалом неразделимого триединства, нарушение гармонии которых приводит к тяжелым последствиям.
[1] Апанасенко Г.А. Медицинская валеология. - Киев, 200. - С. 74.
Библиографическая ссылка
Э.В. Сукталиева ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 313-316;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25147 (дата обращения: 21.11.2024).