К основным проблемам менеджмента, которые препятствуют более быстрому преодолению финансово-экономического кризиса, можно отнести ряд обстоятельств: 1) низкая квалификация менеджеров, в силу этого управление непрофессионально и малоэффективно в условиях нештатных ситуаций; 2) недостаточная социальная ответственность менеджеров и корпоративная социально-правовая ответственность бизнеса в целом; 3) нежелание менеджеров повышать управленческую квалификацию, дополнительно учиться новым перспективным методам ведения бизнеса [3].
Вопрос о компетенциях и квалификациях - это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества, его стандартов. Ключевые компетенции справедливо названы новой парадигмой результата образования.
Можно выделить следующие сущностные характеристики компетентности:
- эффективное использование способностей, позволяющее осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места;
- овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем;
- интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде;
- способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды.
Из приведенных определений становятся очевидными особенности, отличающие, которые отличают компетентность от таких традиционных понятий как знания, умения, навыки, опыт, находящие отражение в «квалификационном» подходе. Эти отличия сводятся к междисциплинарному (интегративному, надпредметному) характеру компетентности, ее соотнесенности с ценностно-смысловыми характеристиками личности и практико-ориентированной направленности [1].
Обобщение различных точек зрения позволяет сделать вывод, что в общем виде ключевые компетенции руководителя, менеджера - это сплав специфических знаний, навыков, умений, технологий, обеспечивающих создание потребительских ценностей.
Требования, которые сегодня предъявляются к профессиональной компетенции менеджеров, следующие:
- понимание природы управленческого труда и процессов управления;
- знание должностных и функциональных обязанностей руководителя, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
- умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
- владение искусством управления человеческими ресурсами и налаживания внешних связей;
- способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию - знания и умения.
В ходе обучения и решения практических задач менеджмента развиваются компетенции когнитивные (приобретение системного взгляда на управление), личностно-этические (выработка сильных качеств личности-руководителя), аналитические (приобретение практических навыков принятия управленческих решений).
На основе данных компетенций в ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» осуществляется подготовка магистров по направлению «Менеджмент» (программа «Стратегическое управление») и слушателей в рамках Президентской программы профессиональной переподготовки управленческих кадров (программа «Стратегический менеджмент и управление развитием»). Миссия данных образовательных программ ориентирована на реализацию компетентностного подхода и базируется на современных принципах и технологиях образовательного процесса. Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и иной учебно-методической документации.
Государственными стандартами третьего поколения по направлению подготовки «Менеджмент» предусмотрены две группы компетенций [4,5]:
- общекультурные (ОК), которые укрепляют знание в области мировой культуры и формируют активную гражданскую позицию с умением анализировать и оценивать исторические события;
- профессиональные (ПК) ориентируют на эффективную организационно-управленческую, информационно-аналитическую и предпринимательскую деятельность
Как отражено в стандартах ФГОС ВПО, компетенции - это не просто знания, умения и навыки, это способность применять данные знания, умения, навыки и личностные качества на практике для успешной управленческой деятельности. Компетенции необходимо развивать, а развиваются они с одной стороны через непосредственное обучение, а с другой - через постоянное самообразование и самостоятельную работу. Проблема эффективного проектирования и организации самостоятельной работы (студентов, магистрантов, слушателей) приобретает особую актуальность в связи с переходом от модели «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Условием такого перехода является личностная (психологическая, познавательная и инструментальная) готовность обучающихся к постоянному обновлению информации, способность репродуцировать уже имеющиеся знания и самостоятельно их получать [2].
Развитие компетенций через обучение можно представить в виде модели с последовательно реализуемыми этапами (рис. 1).
- Выявление потребности в обучении.
- Актуализация и структурирование процесса обучения.
- Проектирование и организация учебного процесса.
- Получение знаний, навыков, методов.
Рис. 1. Развитие компетенций через обучение
5. Применение новых знаний, навыков, умений.
6. Развитие компетенций.
Цель обучения бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» - это подготовка специалистов, способных к практической деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений, умеющих эффективно коммуницировать и обосновывать свою позицию по решаемому вопросу, и в силу этого, востребованных работодателями, которые в последнее время стали очень требовательно и критично относиться к выпускникам вузов.
Знания, умения и навыки в области менеджмента должны быть ориентированы на повышение эффективности организационно-управленческой деятельности в целом. При этом не следует забывать, что эффективность организации - это оптимальное сочетание производства, качества, результативности, гибкости, удовлетворенности, конкурентоспособности и развития. Соответственно этой взаимосвязи и необходимо научить будущих менеджеров в процессе обучения.
Для подготовки конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе должны использоваться методы активного обучения на основе инновационных технологий: работа в команде, деловые игры, разбор реальных хозяйственных ситуаций (кейс-стади), различные формы тестирования, лекции-дискуссии. Как отмечено в Приказе Рособразования от 10.02.2010
№ 109 «О задачах высших учебных заведений высшего профессионального образования» п. 5.6. «...необходимо обеспечить поддержку и развитие инновационных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности».
В Алтайском государственном университете традиционно уделяется значительное внимание качеству учебного процесса. Систематически проводится оценка качества проведения учебных занятий. Для формирования ориентировочной основы к последующему усвоению студентами учебного материала используются различные виды лекций (информационная, проблемная, лекция-визуализация (наглядные схемы, слайды, презентации), лекция-диалог, возможны лекция с заранее запланированными ошибками и лекция-пресс-конференция).
Проектирование и организация самостоятельной работы - также важные условия реализации компетентностного подхода. При разработке УМКД обязательно в его структуру помимо содержательной (проблемной) части семинарских занятий следует дополнительно вводить расширенный перечень вопросов для самопроверки и закрепления знаний по изучаемой теме и дисциплине; список заданий для самостоятельной индивидуальной и групповой работы; тесты.
Таким образом, в целях повышения качества образования будущих менеджеров, применяться компетентностный подход к подготовке обучающихся всех категорий (студентов, бакалавров, магистрантов, слушателей программ дополнительного образования) должен повсеместно. Использование в учебном процессе компетентностной модели обучения позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста даже на условиях бакалавриата, не говоря о магистратуре и других дополнительных образовательных программах подготовки и переподготовки кадров, МВА. Компетентностный подход должен быть ориентирован на сохранение сложившейся фундаментальной формы российского образования, с акцентом на подготовку «разносторонне образованной личности», что будет обеспечивать востребованность на рынке труда выпускников-менеджеров различных образовательных программ.
Список литературы
- Сальников Н., Барухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - с. 3-11.
- Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И. и др. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008, № 10. - с. 93-97.
- Чучалин А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - с. 10-19.
- Проект ФГОС ВПО - 3 по направлению «Менеджмент» (бакалавриат).
- Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» (магистратура). Приказ Минобрнауки России № 636 от 18.11.2009.
Библиографическая ссылка
О.В. Кожевина ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 258-263;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25130 (дата обращения: 21.11.2024).