Я изучил: 1) строение разных ЛУ у человека, белой крысы, кролика, собаки и быка, но главным образом - верхних брыжеечных и подколенных. Срезы ЛУ были окрашены азур-II-эозином, пикрофуксином по Ван Гизон и орсеином; 2) развитие ЛУ у зародышей человека и белой крысы, в основном - панкреатодуоденальных, верхних брыжеечных, поясничных.
Строение ЛУ и их синусов очень изменчиво даже у одного индивида, не говоря уже о ЛУ представителей разных видов. Брыжеечные ЛУ (типичные висцеральные) у всех видов отличаются большим развитием паренхимы, особенно коркового вещества. В подколенных ЛУ (соматического типа) лучше выражены капсула, трабекулы и промежуточные синусы. У человека и крупных животных, особенно у собаки (даже в брыжеечных ЛУ), последние развиты гораздо лучше, чем у мелких грызунов. В брыжеечных ЛУ крысы трабекулы - чаще всего очень тонкие. Это затрудняет выявление очень тонкой выстилки промежуточных синусов. С целью обнаружить ее я перфузировал 1% раствор глутаральдегида в брыжеечные ЛУ крысы. В результате синусы фиксировались в дилатированном состоянии, что позволило мне впервые описать и продемонстрировать паракортикальные синусы. Они сопровождают посткапиллярные венулы с высокими эндотелиоцитами, в том числе на границе Т-доменов, залегают с внешней и внутренней стороны от венул, заходят на территорию Т-доменов, где происходят пролиферация, дифференциация, функциональная специализация Т-лимфоцитов, миграция плазмобластов. Встречаются также ветви краевого синуса, входящие в толщу лимфоидных узелков, имеющие очень тонкую эндотелиальную выстилку.
Закладка ЛУ у плодов человека и белой крысы происходит однотипно: эмбриональные лимфатические коллекторы, в т.ч. мешки, с эндотелиальными стенками расширяются и охватывают (эпиболия) прилегающие, расположенные на их пути кровеносные сосуды с более толстыми, дифференцированными и резистентными к давлению стенками. Иначе говоря, кровеносные сосуды инвагинируют в просвет лимфатических коллекторов вместе с их эндотелиальными стенками и межсосудистой соединительной тканью. Такие инвагинации (стромальные зачатки ЛУ) насыщаются лимфоцитами и становятся лимфоидными. Их рост сопровождается сужением и искривлением просвета матричного лимфатического коллектора с образованием первичного краевого синуса ЛУ с эндотелиальными стенками. Он окружает лимфоидный зачаток. Его внутренняя стенка, по сравнению с наружной (капсулярной), приобретает все большую площадь поверхности, поэтому ее эндотелиальный покров быстрее растягивается, к тому же подвергается «размывающему» воздействию трансфузионного лимфотока, разрыхляющего и перфорирующего эндотелий. Эндотелий внутренней стенки краевого синуса врастает в толщу паренхимы ЛУ с образованием промежуточных синусов. Их эндотелиальная выстилка подвергается еще меньшему гидростатическому давлению и все большему «размывающему» воздействию трансфузионного лимфотока, становится еще более тонкой и рыхлой. Сквозь окошки эндотелиальной «решетки» ретикулярные и тонкие коллагеновые волокна проникают в просвет синусов ЛУ из стромы его вещества, капсулы и трабекул, составляют механическую решетку в просвете синусов. Их выстилка продолжается в эндотелий афферентных и эфферентных ЛС - непрерывное лимфатическое русло.
Библиографическая ссылка
В.М. Петренко О ПРИРОДЕ ВЫСТИЛКИ СИНУСОВ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 102-104;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25057 (дата обращения: 21.11.2024).