1
Сегодня не смолкают дебаты о необходимости существования большого числа высших учебных заведений. Предлагается оставить некоторое число "элитных" вузов и некоторое число периферийных с передачей последних на местные бюджеты. Можно попытаться спрогнозировать дальнейшие события. При этом необходимо учесть некоторые существенные предпосылки. Прирост населения России - величина отрицательная и происходит рост среднего возраста практически во всех производственных и бюджетных сферах деятельности (включая и систему высшего образования). В строительство, во многие производства, в сферу услуг приходит рабочая сила из стран ближнего и дальнего зарубежья. В распределении коренного населения России наблюдается следующая картина. Всё население - 145 млн.человек. Население Москвы с несколькими городами-спутниками (в пределах двух часов езды на электричке) можно принять за 15 млн.человек (10% от населения страны). Рассмотрев 10-12 самых густонаселённых городов России, увидим, что от 40 до 50% населения страны живёт в дюжине точек на карте, а остальная территория это то, что у нас называется периферией или глубинкой. Это пустое место с плотностью населения менее 1 человека на квадратный километр. Содержать на местном бюджете университет или ряд высших учебных заведений для области площадью превышающей большинство стран Европы и населением менее чем в одном районе Москвы становится непозволительной роскошью. Естественно, что большинство местных вузов будут вынуждены закрыться. Ситуация, уже существующая в наши дни, будет ещё больше обостряться. Молодые люди, имеющие материальную возможность, уезжают учиться (получать дипломы) за рубеж. На следующей ступени финансовых возможностей стоят жители областей и краёв России, которые могут обеспечить обучение своих детей в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске и других крупных городах. На смену уехавшим (обычно лучше других подготовленных для обучения в высших учебных заведениях) приходят учиться в вузы областных городов более слабые в плане общей учебной подготовки выпускники средних учебных заведений городов, сёл и деревень. Это одна из причин, обычно более низкого качества, подготовки студентов в периферийных вузах. Но даже при более низком уровне подготовки можно ли это рассматривать как большой минус в подготовке кадров для некоторого региона России? Тем более термин "качество образования" до наших дней остаётся достаточно спорным понятием в системе образования. Наши современники понимают необходимость высшего образования для дальнейшей карьеры и просто работы во многих сферах человеческой деятельности, но не следует забывать и том, что годы учёбы в высшем учебном заведении имеют огромное воспитательное значение в процессе формирования личности. Кроме того, получение высшего образования служит стабилизирующим фактором, уменьшающим миграцию молодых, трудоспособных людей за рубеж и в другие регионы России, так как за время обучения многие заводят семью и находят место работы в регионах, где получают высшее образование. И, возможно, уже сегодня необходимо задуматься о роли высшего образования в вопросах и проблемах миграции населения, как в пределах России, так и за её пределы. Дистанционное образование вряд ли позволит получить качественное высшее образование (в первую очередь инженерное, медицинское) вчерашним выпускникам школ и всерьёз может рассматриваться в области переподготовки и повышения квалификации уже сложившихся специалистов.
Библиографическая ссылка
Ермолаев Ю.В. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МИГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 5.
– С. 83-83;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24946 (дата обращения: 21.11.2024).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)