В настоящее время инженеры не испытывают особых сложностей с трудоустройством. Наметился рост и оплаты их труда. Все это повысило престижность технических специальностей, что сразу же отразилось в необычно высоких конкурсах при поступлении в ВУЗы. Конкурс на такие специальности как «Механизация сельского хозяйства», «Промышленное и гражданское строительство» в последние несколько лет неуклонно рос и сейчас превысил 6 - 7 человек на место. Опираясь на имеющуюся материальную базу, Петрозаводский университет развернул подготовку по таким остродефицитным для Карелии специальностям как «Энергообеспечение предприятий», «Водоснабжение и водоотведение». «Автомобильные дороги и аэродромы», где конкурс доходит до 11 человек на место.
Одним из главных критериев востребованности той или иной специальности является согласие людей платить из своего бюджета за обучение. В связи с ростом престижности высшего инженерного образования появляется стремление к его получению у выпускников средних технических учебных заведений (техникумов и колледжей). Оказалось, что более высокое образование обеспечивает его обладателю не только более высокий социальный статус, но и большее благосостояние. За это многие готовы платить, несмотря на не очень большие семейные доходы.
Ярким примером этого может служить открытие на специальности «Механизация сельского хозяйства» агротехнического факультета ПетрГУ обучения инженеров-механиков по специализации «Эксплуатация и сервис автотранспортных средств» на базе среднего специального образования. Подобные группы созданы на лесоинженерном факультете на специальности «Машины и оборудование Лесного комплекса» и на физическом факультете - на специальности «Автоматизированные системы обработки информации». Базовыми средними учебными заведениями для формирования этих групп послужили Петрозаводский автотранспортный техникум, Машиностроительный техникум, Лесотехнический техникум, Железнодорожный колледж и Петрозаводское речное училище. Из-за того, что многие предметы, изучаемые в университете, перекликались с предметами, изучаемыми в техникумах, срок обучения удалось сократить с 5 до 3,5 лет.
Обучение студентов инженерных специальностей по сокращенной форме обучения выгодна всем:
студентам - сокращается срок обучения (а следовательно, и затраты из семейного бюджета) за счет зачета ряда дисциплин, изучаемых в техникумах;
ВУЗу - привлекаются внебюджетные средства и более интенсивно используется материальная база специальностей;
преподавателям ВУЗов - дополнительный заработок;
бизнесу - повышается квалификация привлекаемых специалистов без дополнительных затрат со стороны предприятий;
региону - без дополнительных вложений со стороны региональных бюджетов повышается образовательный уровень значительной части молодежи и, при этом, деньги, потраченные на обучение, остаются в регионе и, так или иначе, пополняют сам региональный бюджет.
Следует отметить, что обучение на дневной сокращенной форме обучения на имеющихся инженерных специальностях не покрывает всего спроса на повышение образовательного уровня выпускников техникумов и колледжей. Многие из них сразу приступают к работе, при этом, имеют желание продолжить учебу. Удовлетворение этого спроса, в какой-то мере, осуществляется за счет ускоренного заочного обучения. В последние годы эта форма обучения становится все более популярной. Заочные учебные группы обучающихся на инженерных специальностях существуют как на факультетах ПетрГУ, так и в системе Карельского регионального института управления, экономики и права при Правительстве Республики Карелия (КРИУЭП). При этом в обоих случаях используется материальная база ПетрГУ. В КРИУЭП эта подготовка началась относительно недавно, но потребность в ней явная, так как число слушателей этих групп растет.
Следует отметить, что сложившаяся система подготовки инженерных кадров в Карелии создана и развивается без привлечения больших дополнительных средств региональных бюджетов и играет положительную роль в развитии экономики республики.
Рассматривая систему подготовки инженерных кадров в Карелии, нельзя не учитывать то, что, несмотря на динамичное развитие, она уже сейчас сталкивается, а в ближайшее время будет еще более сталкиваться с проблемами, как частного, так и системного характера.
К частным проблемам можно отнести несоответствия всего спектра технических специальностей, по которым ведется подготовка в техникумах и колледжах, инженерным специальностям, по которым ведется обучение в ВУЗах региона. Это несоответствие приводит к тому, что часть выпускников средних специальных учреждений, желающих продолжить учебу в ВУЗе, либо поступают на учебу в другой регион (унося с собой плату за обучение, которая могла бы пополнить, в конце концов, бюджет Карелии), либо вообще отказываются от продолжения учебы. Эта проблема может быть частично разрешена путем открытия новых специальностей в ВУЗах, но при этом потребуются дополнительные вложения на формирование учебной базы и привлечения специалистов. При наличии средств и желания она может быть решена, в том числе и за счет перепрофилирования некоторых уже существующих специальностей.
Второй и более серьезной проблемой является приближение так называемой «демографической ямы» когда резко упадет число выпускников школ. Вузам придется экономить на всем, лишившись такого важного подспорья, как внебюджетные средства, полученные за сверхплановый прием.
Еще одна проблема - это отношения между ВУЗами и бизнесом. До последнего времени предприниматели предпочитали получать уже готовых специалистов, обученных за государственный счет. С дугой стороны, бизнес несет большое бремя налогов и справе рассчитывать, что часть из них будет потрачена на обучение его работников. Нужно, чтобы при формировании заказа на подготовку специалистов учитывались все интересы. Это невозможно сделать из Москвы, не учитывая мнение региональных органов власти, бизнеса и ВУЗов. Но это мнение необходимо сформировать самим регионам. По крайней мере, есть повод для обсуждения проблем подготовки специалистов всеми заинтересованными сторонами.
Одним из путей сохранения инженерных специальностей в регионе может быть создание консорциума, в который могут войти учебные заведения (высшие и средние), промышленные и перерабатывающие предприятия Республики, заинтересованные в обучении и переподготовке кадров.
Библиографическая ссылка
Онищенко Н.Ф. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ КАРЕЛИИ ПО УСКОРЕННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 5. – С. 49-50;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24917 (дата обращения: 21.11.2024).