Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Бисалиев Р.В. Куц О.А.
Возрастающая сложность медицинских профессий предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям будущих врачей. Интенсивные психоэмоциональные нагрузки, связанные с усвоением учебного материала способствуют снижению уровня адаптивных резервов организма, работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, ломки стереотипов. Это проявляется в ухудшении состояния здоровья студентов, негативно отражается на эффективности процесса обучения в высшем учебном заведении, приобретении профессиональных навыков. Фактическая академическая нагрузка студентов-медиков составляет 36 - 40 часов в неделю, вместо положенных 24 часов, то есть имеет место превышение учебной нагрузки в 1,5 раза. Более того, студенты медицинских вузов по сравнению со студентами других вузов находятся в более сложном положении, так как  их будущая профессия требует не только достаточно высокого уровня подготовки,  но и связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Сложность врачебного труда обусловлена и требованиями непрерывности процесса профессионализации, выполнения различных структурированных видов деятельности, манипуляций. Как справедливо отмечают современные отечественные психологи, учебная деятельность вообще и в системе профессионального образования в частности, несёт в себе многие черты трудовой деятельности, отличаясь от профессионального труда, может быть только продуктом.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми. Так как именно в процессе обучения в вузе определяются жизненная и мировоззренческая позиция, ценностные приоритеты, происходит более глубокое знакомство и освоение профессии, осуществляется выбор и этапность получения будущей специальности (в медицинских вузах - интернатура, ординатура). Ощущается дефицит научных исследований в области изучения совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и качеств, динамики мотивов индивидуума в процессе подготовки будущего специалиста, в становлении его как профессионала. В связи с этим, особенность изучения и прогнозирования адаптационного процесса у данного контингента, на наш взгляд, обусловлена двумя обстоятельствами. Одно представляется тем, что в процессе формирования адаптации к обучению перед студентами стоит задача приспособиться к учебной деятельности при наличии определенных условиях внешней среды. Второе обстоятельство обусловлено возможностью включать в адаптационный процесс психологические механизмы, которые обеспечивают поиск оптимальной стратегии адаптации и реализации выбранной стратегии в виде различных форм поведения. Большое количество работ посвящено изучению психологической адаптации у курсантов образовательных учреждений МВД, у студентов технических, педагогических, психологических специальностей.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач по оптимизации учебного процесса, труда и охране психического здоровья будущих работников здравоохранения, а также по изучению роли индивидуально-личностного фактора в развитии психической дезадаптации.


Библиографическая ссылка

Бисалиев Р.В., Куц О.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 97-98;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24896 (дата обращения: 27.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674