Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ВОПРОСНО-ОТВЕТНОГО ДИАЛОГА

Богатов Н.М. Родоманов Р.Р.
Предлагается система анализа текста на естественном языке (САТ), позволяющая оценить ответы экзаменуемого человека. Для этого используется программа лингвистического анализа русскоязычных текстов [1], предназначенная для определения смысла предложения по значению слов.

Основой базы данных слов САТ являются 15 классов. Каждый класс имеет определенный код, состоит из определенной части речи, подразделяется на группы и подгруппы. Группы каждого класса имеют свой код. Код группы каждого класса определяется определенной категорией слова, грамматической категорией, родом, временем, числом и т.д.

Код каждого слова состоит из 8 чисел, первое число определяет класс, второе группу. Остальные шесть, определяют индивидуальный номер слова данного класса. Индивидуальный номер присваивается автоматически в порядке ввода данного слова в базу данных.

Основным свойством каждого класса является сочетаемость, т.е. способность связываться с другими классами. Связь между классами определяется вопросами. На рис.1 отображено сочетание класса 0 с другими классами.

p

Рис.1. Связь класса 0 с другими классами

p

Рис. 2. Связь между классами

САТ определяет связь между классами с помощью словаря сочетания слов, в котором указан порядок расположения слов в различных сочетаниях. Связь между классами отображена на рисунке 2.

Обработка текста происходит в три этапа: морфологический, синтаксический и семантический.

Морфологический анализатор текста делит текст естественного языка на фрагменты и присваивает каждому слову определенный код. Первым шагом разложения текста на фрагменты является таблица в каждой строке, которой отображается номер предложения, номер фрагмента предложения и текст. Далее определяется код класса слова, группа и в зависимости от окончания подгруппа, в которой в данный момент находится слово. Рассмотрим предложение «Железо, введенное внутрь катушки, значительно усиливает магнитное действие катушки». Результатом анализа является таблица, в которой отображается слово, код слова, номера предложения, фрагмента предложения и слова (табл.1).

В зависимости от окончания определяются все возможные значения классов слова, групп и их подгрупп. Множество подгрупп слова «железо», объясняется одним и тем же окончанием при различных падежах. Выделить единственно правильное окончание входит в задачу следующего этапа - синтаксического анализа.

Таблица 1. Таблица морфологического анализа

№ предл.

№фр.предл.

№слова

Слово

Код слова

0001

00

0001

Железо

021C0001h 0Ah 07h 04h 01h

0001

00

0002

,

 

0001

01

0003

Введенное

10000116h 0Bh 08h

0001

01

0004

Внутрь

71000019h 01h

0001

01

0005

Катушки

0113001Ch 0Ah 07h 02h

0001

01

0006

,

 

0001

02

0007

Значительно

7400000Dh 01h

0001

02

0008

Усиливает

41210231h 07h

0001

02

0009

Магнитное

100002E2h 0Bh 08h

0001

02

000A

Действие

02010022h 04h 01h

0001

02

000B

Катушки

0113001Ch 0Ah 07h 02h

0001

02

000C

.

 

В процессе синтаксического анализа происходит анализ возможности сочетания всех слов предложения. Информация о синтаксическом строении предложения представляет собой набор сведений о «главенствовании» одних слов над другими. Словосочетание возникает на основе подчинительной связи. Одним из способов изображения синтаксической структуры предложения является дерево подчинения. Дерево подчинения создается на основе таблицы классов слов.

Во время проверки текста ответа, синтаксический анализатор учитывает данные базы знаний, т.е. при построении дерева подчинения учитываются смысловые отношения между словами с помощью семантической сети. Если сочетания слов обнаружено, создается дерево подчинения, все слова в котором связаны между собой с помощью вопросов. На рис.3 приведен пример дерева подчинения для предложения, расположенного в табл.1.

p

Рис.3. Дерево подчинения предложения

При семантическом анализе происходит поиск всех понятий, отображенных в тексте ответа, в семантической сети, а также возможность замены одних слов на другие при сохранении смысла предложения.

Оценка знаний происходит по смыслу предложения, поэтому ответы на задаваемые вопросы, возможно, вводить в базу знаний компьютера, используя различные термины. Система способна по смыслу заменять слова и их сочетания, поэтому наряду с ответами на конкретные вопросы появляется возможность приводить разъяснения различных терминов.

В большинстве систем обработки текста на естественном языке, используемых в анализаторах ответов, не происходит оценка ответов по смыслу. Предлагаемая система выполняет смысловую обработку ответа, позволяющую вводить различные фрагменты знаний используемых в разных вопросах. Вводимый текст ответа может быть построен в различных комбинациях, отражающих смысл вопроса. Использование предлагаемой системы при самообучении человека, позволяет производить самоконтроль уровня знаний, научиться описывать образ, уменьшить влияние человеческого фактора при тестировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Р.Р. Родоманов, Н.М. Богатов. Программа лингвистического анализа русскоязычных текстов «ПЛАРТ». Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2005612382 12.09.2005.

Библиографическая ссылка

Богатов Н.М., Родоманов Р.Р. КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ВОПРОСНО-ОТВЕТНОГО ДИАЛОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 39-41;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24851 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674