I. Анонимность. Иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, но они недостаточны для реального и более-менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений.
II. Создание "виртуальных личностей" доминирует у подростков при описании себя в Интернете. Одна из причин формирования виртуальной личности это то, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности подросток создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, так как недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания.
III. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка на ожидание желаемых качеств в партнере.
IV. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
V. Затрудненность эмоционального компонента общения и стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами: оптико-кинетическая знаковая система (смайлики, иллюстрации, цветовое оформление текста, включение различных изображений; пара- и экстралингвистическая знаковая система Caps Lock, задавание интонации, разнообразные комментарии, шрифты); организация пространства и времени коммуникативного процесса (организация интерфейса, дизайн сайта); визуальный контакт (отсутствует).
VI. Появление собственного сленга. Достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов - своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений: IMHO - In my humble opinion (По моему скромному мнению), pls - please (пожалуйста) и других.
VII. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.
Интернет важен для тех подростков, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, они скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. В целом, можно сказать, что большая часть подростков «висит» на общении ради общения. Очень важно знать, как строится Интернет-общение и родителям, и психологам, и педагогам. Имея представления о психологических характеристиках Интернет-общения подростков, появится возможность окунуться в мир, которым они живут, лучше понять, а главное принять их поведение в реальном общении. Возможные трудности во взаимодействии могут быть решены с участия взрослых и самих подростков.
Библиографическая ссылка
Саксонова Ю.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ЧАТЫ И ФОРУМЫ) // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 95-96;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24725 (дата обращения: 03.12.2024).