Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИН-ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ САНАТОРИЯ

Михайлова И.В. Симунов Ю.Л.
Показана возможность применения ЛИН-технологий в организации диагностического процесса в условиях санатория (поликлиники). Система позволяет сэкономить время пациента и наиболее оптимально организовать работу диагностических кабинетов и врачей узкого профиля.
диагностика
ЛИН-технологии
узкие специалисты
diagnostics
LEAN-technology
narrow specialists
На современном уровне развития медицины меняется место санатория в лечебно-диагностическом процессе, появляются новые аспекты его деятельности. Пациенту санатория уже не достаточно «подлечить» основное заболевание и отдохнуть. В большинстве случаев он хочет пройти лабораторно-инструментальное обследование, проконсультироваться у высококвалифицированных специалистов и получить возможно более полное представление о состоянии своего здоровья.

Мы не ставили своей целью подменить диагностические отделения ЛПУ, однако на практике убедились в том, что зачастую отдыхающие нуждаются в более детальном обследовании, чем требуется при заполнении санаторно-курортной карты.

Работая в санатории «Волжские зори», мы пришли к выводу, что полное представление о состоянии здоровья отдыхающего позволяет врачу, прежде всего, избежать ошибок при назначении бальнео-, физиотерапии и других методов курортного лечения. Однако в рамках небольшого санатория нецелесообразно было приобретение аппаратуры, удовлетворяющей современным требованиям диагностики, и в 1996 году была разработана система, позволяющая быстро и качественно провести полное обследование отдыхающих. На первом этапе врач-консультант на основании физикального обследования отдыхающего ставил предварительный диагноз, составлял план дополнительного обследования и организовывал выезд и обследование в функциональных подразделениях Республиканского медицинского центра. На основании проведенного обследования врач-консультант ставил клинический диагноз и рекомендовал больному соответствующие режим, диету и лечение. При необходимости к последнему этапу привлекались узкие специалисты.

Подобная система с 1998 года действовала в санатории «Солнечный берег», а с 2000 года внедрена в санатории «Чувашия».

Поскольку санаторий «Чувашия» до 2004 года не располагал достаточной диагностической базой, основные виды инструментального обследования проводились на базе Республиканского медицинского центра МЗ ЧР. Основная доля в структуре исследований (55,5%) приходилась на ультразвуковые методики. Реже проводилось эндоскопическое обследование органов желудочно-кишечного тракта, рентгенография позвоночника и суставов.

Был отмечен ежегодный прирост количества отдыхающих, проконсультированных специалистами узкого профиля
(с 28,8% в 2000 году до 41,5% в 2003 году), что свидетельствовало о заинтересованности лечащего врача и самого пациента в уточнении диагноза и назначении адекватного лечения на современном уровне.

Анализ результатов многолетней работы по организации обследования отдыхающих санатория показал необходимость развития собственной диагностической базы. В 2004-2005гг. в санатории «Чувашия» было создано отделение функциональной и ультразвуковой диагностики, клиническая лаборатория оснащена современным оборудованием. В отделении выполняются практически все современные виды исследований: электрокардиография, спирография, реография, суточное мониторирование ЭКГ и артериального давления, ультразвуковая допплерография. Ультразвуковое исследование сердца, сосудов, органов брюшной полости, почек, щитовидной и молочных желез, органов малого таза, суставов и позвоночника проводятся на аппарате SonoAis - 8000 фирмы Medison. По показаниям отдыхающим проводится эндоскопическое обследование желудочно-кишечного тракта (ФКС и ЭГДС) с определением Helicobacter pylori, кислотообразующей функции слизистой желудка, морфологическим и цитологическим исследованием биоптата.

Для того чтобы пациентам санатория было легче ориентироваться в многообразии диагностических методик, в санатории была разработана система диагностических мероприятий, основанная на применении принципов бережливого производства.

Бережли́вое произво́дство (от англ. lean - постный без жира, стройный; в русской версии lean - лин, бережливое) - логистическая концепция организации работы, которая предполагает постоянное улучшение внутренних процессов с одновременным повышением удовлетворенности клиентов и персонала.

Такой комплексный подход включает в себя оптимизацию технологических процессов, управление физическим пространством и временем, но самое главное - изменение образа мышления и поведения сотрудников.

При диагностике процессов определялись «болевые точки» - проблемные участки, где имеются потери ресурсов и времени, которые можно устранить.

До введения в практику санатория ЛИН-технологий обследование больного состояло из нескольких этапов:

  1. Больной обращается к лечащему врачу.
  2. Лечащий врач направляет больного на консультацию к узкому специалисту.
  3. Узкий специалист осматривает больного и направляет его на обследование.
  4. Больной проходит обследование в диагностических кабинетах.
  5. Повторная консультация узкого специалиста с результатами обследования.

В случае подтверждения лабораторно-инструментальными методами предварительного диагноза больному выставляется клинический диагноз и назначается лечение. В том случае, если обследование выявило наличие у больного поражения другой системы, он направляется к соответствующему узкому специалисту и процесс повторяется с пункта 3.

В некоторых случаях диагностический поиск проходил по другому сценарию. Либо больной обращался непосредственно к узкому специалисту и нередко ошибался с выбором последнего. Либо больной проходил обследование по своему усмотрению, что приводило к еще большим затратам финансов и времени.

Таким образом, в применяемой схеме обследования больного были выявлены следующие «болевые точки»:

  1. Недостаточная информированность отдыхающих санатория о возможностях ЛДО, в связи с чем многие пациенты, нуждающиеся в дополнительном обследовании, не получают его.
  2. Затруднение для пациента в поиске «своего» узкого специалиста.
  3. Затруднение для пациента в выборе необходимых для него методов обследования.
  4. Необходимость в двух консультациях узкого специалиста, что увеличивает сроки обследования и финансовые затраты пациента. Специалист вынужден существенную часть своего рабочего времени отводить на предварительный осмотр пациента и составление плана обследования.
  5. Увеличение нагрузки на диагностические кабинеты за счет не информативных методов обследования, выбранных самим пациентом.
  6. Невозможность иметь в штате санатория всех высококвалифицированных узких специалистов.
  7. Необходимость поездок пациентов в ЛПУ на обследование и консультации.
  8. Возможность потери данных обследования и результатов консультации, отсутствие взаимосвязи между всеми звеньями диагностического процесса.

Проведя анализ спроса на дополнительное обследование мы выделили несколько категорий отдыхающих:

  1. Пациенты, у которых на первичном приеме врач санатория выявляет симптомы заболеваний, не указанных в санаторно-курортной карте, что затрудняет назначение адекватного лечения основного заболевания.
  2. Пациенты с известным диагнозом, у которых дополнительное обследование позволяет определить степень тяжести заболевания и наметить план реабилитационных мероприятий.
  3. Пациенты, обращающиеся к врачу-консультанту, чтобы найти «своего» врача в условиях узкой специализации.
  4. Пациенты, которые хотят «проверить свое здоровье», пользуясь пребыванием в санатории. Это особенно актуально для тех людей, которым либо негде, либо некогда обследоваться по месту жительства. В основном это жители небольших населенных пунктов, не имеющих современной диагностической базы, а также представители крупных городов, интенсивно занятые на производстве.

Алгоритм внедрения ЛИН-технологий по Дж. Вумеку предполагает наличие проводника перемен (нужен лидер, способный взять на себя ответственность). Лечебно-диагностическое отделение (ЛДО) современного санатория - это высокотехнологичное оборудование, сложные функциональные методики обследования. В процессе диагностического поиска необходимо не только учитывать клинические симптомы заболеваний различных органов и систем, но и знать возможности разных методов лабораторно-инструментального обследования, уметь интерпретировать полученные данные. Таким проводником перемен в санатории стал врач-консультант диагностического отделения.

Разработанная в санатории схема обследования больных предусматривает максимальное удобство для пациентов и медицинского персонала, информированность и тех, и других на каждом этапе диагностики. Схема диагностики представлена на стене холла ЛДО (рис). Диагностические кабинеты расположены компактно. Врач-консультант ведет прием пациентов в отделении функциональной диагностики, а во время консультаций узких специалистов находится в холле и контролирует поток больных. Отдыхающих санатория консультируют как штатные специалисты, так и профессора и доценты Чувашского госуниверситета, главные специалисты МЗиСР ЧР, врачи высшей квалификационной категории, работающие в Республиканских ЛПУ. Все консультации проводятся в ЛДО санатория.

При первом обращении пациента на основании жалоб, данных анамнеза и объективного осмотра врач-консультант составляет план обследования и помогает пациенту реализовать его в кратчайшие сроки. Если обследование требует специальной подготовки, пациенту, помимо устного объяснения, выдается «Памятка». Во время повторного приема врач на основании данных обследования определяет необходимость в консультации узких специалистов и назначает пациенту время консультации. Списки нуждающихся в консультации врач передает соответствующим узким специалистам и организует приезд последних в санаторий. Таким образом, врач-консультант помогает пациенту выбрать необходимые виды обследования и пройти их в короткие сроки, найти «своего» специалиста. Сотрудники диагностического отделения при этом избавлены от необходимости выполнять не нужные пациенту процедуры. Узкие специалисты проводят консультацию уже подготовленного, обследованного больного. Отпадает необходимость в предварительной встрече узкого специалиста с больным для назначения обследования. Многие рекомендации по режиму, диете, а также стандартные схемы лечения пациент не только прослушивает на приеме, но и получает в виде «Памятки», что увеличивает его информированность. Результаты всех обследований находятся у пациента, а заключения заносятся в разработанные «Карты дополнительного обследования», которые подшиваются в историю болезни. Все это экономит время медицинских работников и самих пациентов, а также оптимизирует финансовые затраты последних.

Бережливое производство невозможно без бережливой (лин культуры). Главное в Лин культуре - человеческий фактор, коллективная работа. Врачи диагностических кабинетов и узкие специалисты проводят и обучение персонала. На врачебных конференциях разбираются возможности имеющихся в санатории методов обследования, интересные клинические случаи. Большинство отдыхающих, обратившихся к врачу-консультанту, сделали это по рекомендации лечащего врача-терапевта, который заинтересован в получении наиболее полной информации о состоянии здоровья пациента, поскольку от этого зависит выбор методов лечения. В свою очередь врач-консультант постоянно информирует лечащих врачей о результатах проведенного обследования.

Разработанная нами система диагностических мероприятий позволяет пациенту во время пребывания в санатории пройти все необходимые диагностические процедуры, получить заключение о клиническом диагнозе и рекомендации по лечению в оптимально короткие сроки, с наименьшими затратами физических и материальных ресурсов. Одновременно более рационально расходуется время медицинского персонала.

Поскольку многие отдыхающие обращаются за консультацией, не имея определенных жалоб, появилась возможность диагностировать заболевания на доклиническом уровне и проводить их профилактику.

Для улучшения информированности пациентов о возможностях диагностического отделения и увеличения потока отдыхающих предполагаются следующие маркетинговые ходы:

  1. Проведение дней бесплатных консультаций для всех желающих, что позволит повысить информированность населения о медицинских услугах, оказываемых в санатории.
  2. Использование каждого вертикального раздела схемы обследования больного как основы для разработки «коротких» путевок. Купив такую путевку, пациент в течение нескольких дней сможет пройти полное обследование определенной системы организма, заключительным этапом которого станет консультация узкого специалиста с постановкой клинического диагноза и назначением лечения.
  3. Организация презентационных мероприятий на крупных промышленных объектах с упором на лечебно-диагностические возможности санатория.
  4. Разработка информационно-справочного буклета - путеводителя по лечебно-диагностической базе санатория для распространения среди отдыхающих и потенциальных клиентов.
  5. Создание интернет-портала для подачи заявки на консультацию и обследование в режиме on-line для потенциальных пациентов санатория.

Библиографическая ссылка

Михайлова И.В., Симунов Ю.Л. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИН-ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ САНАТОРИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 4. – С. 17-21;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24623 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674