Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Пухняк Д.В. Дельянов К.В. Мингалев А.Н. Патахов П.П.
В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что психоэмоциональный стресс, испытываемый студентами при обучении в вузе, оказывает негативное влияние на иммунную систему студентов. Поэтому оценка уровня стрессоустойчивости студентов и, на основании этого, подбор адекватных методов купирования стресса будет способствовать обеспечению биобезопасности организма студентов.

Существует большой набор психологических тестов для определения стрессоустойчивости. Однако все они носят субъективный характер, что не позволяет провести ее объективную оценку. В качестве физиологических методов оценки стрессоустойчивости широко применяют отдельные параметры гемодинамики, индексы и вариабельность сердечного ритма. Однако идеология этих методов базируется на оценке только одной вегетативной функции. В то же время, любая стрессорная реакция развивается с включением ряда реакций вегетативного обеспечения, в том числе компонентов дыхательной и сердечно-сосудистой функций. Поэтому целесообразно одновременно оценивать две ведущие вегетативные функции организма: дыхательную и сердечную в их взаимодействии. Это позволяет выполнять проба сердечно-дыхательного синхронизма, предложенная В.М. Покровским с соавторами (2003).

Целью работы явилась оценка стрессоустойчивости студенток при помощи пробы сердечно-дыхательного синхронизма.

У 20 студенток на специально созданной компьютерной установке после регистрации исходной электрокардиограммы и дыхания проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма. Наблюдение выполняли в исходном состоянии и перед итоговым занятием (стрессорный фактор).

По ответной реакции на стрессорный фактор, определяемой по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма, все испытуемые были разбиты на две группы.

Первую группу составили лица, у которых ширина диапазона сердечно-дыхательного синхронизма и длительность его развития на минимальной границе диапазона синхронизации перед итоговым занятием достоверно не отличались от таковых в исходном состоянии. Их определили как стрессоустойчивую группу. Принадлежащие к данной группе испытуемые оценивали стрессовую ситуацию адекватно. Наряду с этим они также адекватно оценивали свои возможности по преодолению данной ситуации. На основе такой оценки у этих людей проявлялось стремление к активности, соразмерной с требованиями ситуации и собственными ресурсами по ее преодолению.

Ко второй группе были отнесены испытуемые с достоверной динамикой параметров сердечно-дыхательного синхронизма при действии стрессорного фактора. Эта группа была обозначена как группа с низкой стрессоустойчивостью. У лиц этой группы возникало повышенное для данного состояния стремление к активности для изменения ситуации и избавления от негативных переживаний и дискомфорта, которыми она сопровождается. Однако данная активность непродуктивна и способствует ухудшению функционального состояния организма. Эта группа лиц при прочих равных условиях чаще болела простудными заболеваниями. Таким образом, уровень стрессоустойчивости, определяемый по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма является одним из показателей обеспечения их биобезопасности.


Библиографическая ссылка

Пухняк Д.В., Дельянов К.В., Мингалев А.Н., Патахов П.П. УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БИОБЕЗОПАСНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 110-111;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24506 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674